На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа
личности.
Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей
самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями,
имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более
обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами,
выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу.
Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории:
интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность непременно либо одно, либо
другое.
Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании
структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно
разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами
путей. Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня ид, эго и суперэго является
иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики,
наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных
частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных
конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для
объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.
Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе
рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.
Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование
индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.
2. Мотивация
Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе.
Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования
индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот
примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди
ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы
заставляют человека действовать и направляют его поступки?»
Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения,
привели к множеству теоретических находок. В некоторых теориях высказывается предположение, что
все личностные процессы от сексуальной разрядки до чувства юмора происходят от попыток
индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистская модель мотивации,
первоначально описанная Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности
индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных
потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность в
сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции
напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на
стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью
наслаждения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его
поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы
повысить компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение
бывает направлено исключительно на уменьшение напряжения.
<Некоторые теоретики
подчеркивают, что человек испытывает потребность
в повышении
напряжения, побуждающую его переживать
новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для
жизни. Тем самым повышается его личностная реализация.>
Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни
моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал,
что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить
напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится
усилить напряжение, пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя
подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются
к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека.
|