Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 402 
Next page End  

На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа
личности.
Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей
самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями,
имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более
обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами,
выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу.
Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории:
интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность — непременно либо одно, либо
другое.
Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании
структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно
разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами
путей. Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня — ид, эго и суперэго является
иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики,
наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных
частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных
конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для
объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.
Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе
рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.
Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование
индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.
2. Мотивация
Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе.
Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования
индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот
примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди
ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы
заставляют человека действовать и направляют его поступки?»
Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения,
привели к множеству теоретических находок. В некоторых теориях высказывается предположение, что
все личностные процессы — от сексуальной разрядки до чувства юмора — происходят от попыток
индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистская модель мотивации,
первоначально описанная Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности
индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных
потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность в
сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции
напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на
стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью
наслаждения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его
поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы
повысить компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение
бывает направлено исключительно на уменьшение напряжения.
<Некоторые теоретики
подчеркивают, что человек испытывает потребность
в повышении
напряжения, побуждающую его переживать
новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для
жизни. Тем самым повышается его личностная реализация.>
Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни
моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал,
что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить
напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится
усилить напряжение, пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя
подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются
к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека.
Hosted by uCoz