Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 402 
Next page End  

также возможность отвергания старой идеологии может упрочивать возникающее у подростка чувство
идентичности.
Алкоголь и наркотики. Чрезвычайно широкое распространение всевозможных наркотических
средств, используемых для развлечения, из которых наиболее распространен алкоголь, показывает, что
не существует простого объяснения тому, какие факторы приводят подростков к употреблению или
зависимости от алкоголя и наркотиков. Непосредственное и долговременное влияние любого наркотика
зависит в определенной степени от личности человека, его употребляющего, от его настроения,
мотивации, предыдущего опыта приема наркотиков, массы тела и физиологических особенностей, дозы
и. силы действия наркотика, способа его употребления и обстоятельств, в которых наркотик
принимается (Leavitt, 1982). Эффект наркотика различен не только у разных людей, но и у одного и того
же человека в различных ситуациях.
После того, как употребление подростками наркотиков достигло драматически высокого уровня
в 60-х и начале 70-х годов, в 80-е годы оно уменьшилось. Результаты национального исследования
распространения наркотиков среди старшеклассников в США (Johnston et al., 1988) показывают:
уровень употребления наркотиков оставался в основном стабильным в 1980-х, а прием марихуаны и
седативных препаратов — даже снизился. Эти данные обнадеживают, хотя нет сомнений в том, что
широкое распространение алкоголя и наркотиков мы будем наблюдать и в обозримом будущем.
В зависимости от конкретного человека и конкретного наркотика мотивы начала употребления
наркотиков, а также продолжения их приема могут быть разными: от любопытства, поиска острых
ощущений, давления сверстников и желания заслужить их одобрение, бегства от стресса и бунта против
авторитетов до более философских обоснований, таких как стремление к самопознанию,
самосовершенствованию, творчество, духовное просветление и расширение границ познания. Если эти
мотивы рассматривать в контексте теории Эриксона, то станет понятна их связь с чувством
недостаточной идентичности. Молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти
опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего
«Я». Они предполагают, что сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них
именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире.
Употребление алкоголя и наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы,
сопровождающие кризис идентичности. Колеблясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями,
вступая в хрупкие и ненадежные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к
наркотикам как к средству, помогающему немедленно выйти за пределы себя. Более того, когда они
находятся в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, нетрудно понять, как на
них можно «надавить», особенно если еще и статус в группе зависит от употребления наркотика.
Человек с установившейся эго-идентичностью может сопротивляться подобному давлению, а
подросткам с диффузной идентичностью, вероятно, трудно не подчиниться.
Было бы ошибочным полагать, что все грани поведения подростков можно объяснить с позиции
теории Эриксона. Тем не менее, концепция кризиса идентичности представляет собой выдающийся
теоретический подход, позволяющий понять множество психологических проблем подросткового
периода. Пытаясь объяснить основные линии психосоциального развития, Эриксон внес большой и
прочный вклад в теорию личности.
Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и
межличностных факторах
Многие другие постфрейдисты, придерживающиеся психодинамической ориентации, подобно
Эриксону, придавали особо большое значение роли культурных и межличностных факторов в
формировании личности. Хотя они чувствовали себя обязанными Фрейду, но, признавая значение
опыта раннего детства и соглашаясь с концепцией динамики тревоги и защитных механизмов, все они
отошли от теории Фрейда. А именно, эти теоретики отвергли идею о том, что поведение человека
можно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Они признали, что
Фрейду не удалось раскрыть влияние факторов окружающей среды на развитие личности и
психопатологические проявления. Соответственно, многие из них выступили против высказывания
Фрейда о том, что «анатомия — это судьба». По их мнению, личностные различия между полами можно
понять только в контексте социокультурных влияний. Коротко рассмотрим две ключевые фигуры, чьи
теории существенно отличались от традиционного психоанализа. Это Эрих Фромм и Карен Хорни. Оба
Hosted by uCoz