Когда демократия сочетается с технологически обусловленными искажениями социального
мира, кризис идентичности усиливается. Наша технология требует продолжительного формального
образования. Такое длительное обучение, часто связанное с финансовой зависимостью от родителей на
время обучения в колледже, ощутимо удлиняет у подростков период осознавания того, как они живут и
какой должна быть их взрослая жизнь. Проблема идентичности юных неизмеримо усложняется также и
в связи с чрезвычайно быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных
ценностей и норм. У американских подростков не только больше времени для поиска своей
идентичности, но и больше альтернатив, из которых можно выбирать.
Кризис идентичности проявляется, по крайней мере в последнее время, в трех основных сферах
поведения подростков. Это: 1) проблема выбора карьеры; 2) членство в группе сверстников; 3)
употребление алкоголя и наркотиков.
Проблема выбора карьеры. По убеждению Эриксона, неспособность к профессиональному
самоопределению является причиной серьезной озабоченности у многих молодых людей. Проще
говоря, для того, чтобы принять решение о выборе профессии, подросток должен определить, что он
собой представляет. Так как в нашем обществе различным видам профессиональной занятости
соответствуют различные стили жизни, то выбор карьеры, по существу, превращается в выбор образа
жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, у молодых людей должно быть верное понимание
себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом
приспособиться к трудовой жизни. В конечном счете, выбор той или иной карьеры может сам по себе
дать представление о том, личностью какого типа молодой человек или девушка хочет стать.
Колебания в выборе профессии у подростков часто являются проявлением более
фундаментальной неопределенности в сфере их личной идентичности. Это особенно верно в отношении
молодых женщин, которые, ввиду своего биологического предназначения, стоят перед необходимостью
выбора: роль жены и матери или карьера, либо какая-то комбинация того и другого. Некоторые
женщины, выбирающие первое, могут со временем поверить в то, что у них нет никакой эго-
идентичности за пределами материнской роли. Так как традиционное общество часто диктует
пассивное принятие «женских» ценностей и стремлений, современная женщина на пути к достижению
идентичности переживает серьезный конфликт, связанный с профессиональной занятостью (Goldberg,
1983). Молодые мужчины также испытывают интенсивное давление в связи с необходимостью делать
карьеру. По сравнению с женщинами, на них потенциально более разрушительное действие оказывает
конкурентная борьба за выгодные должности: чувство эго-идентичности и личной ценности у них часто
висит на волоске.
Членство в группе сверстников. Даже в самых благополучных обстоятельствах время
выработки четкой и позитивной эго-идентичности является трудным для подростков. Отвергая
родителей как модели для собственной идентичности, подростки часто ищут альтернативный источник
поддержки у сверстников, по мере того, как они пересматривают представление о самих себе. В нашей
культуре в течение данного периода связи с группами сверстников особенно сильны; их влияние на
ценности и установки подростков часто оказывается более значимым, чем влияние родителей, школы,
религиозных организаций или любых других социальных структур (Maccoby, 1990). Эти группы
помогают молодым людям сохранить уверенность в себе в то время, когда они переживают поистине
драматические физиологические и идеологические изменения. Осознавая свои чувства, а также
переживая за своих сверстников, подростки развивают способность совладания с другими
озадачивающими, а иногда и пугающими ситуациями.
Эриксон отмечал, что образование подростковых групп, единообразие одежды, телодвижений и
мимики, так часто наблюдаемое в подростковых группах, является на самом деле защитой против
запутанной, неопределенной идентичности (Erikson, 1968а). Когда молодые юноши и девушки не
осознают четко, что они собой представляют, подражание сверстникам в одежде и поведении дает им
некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Кроме того, их украшения, стиль
причесок и музыка символизируют дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром
взрослых. Принадлежность к группам сверстников также обеспечивает возможность испытывать на
себе влияние разных новых идеологических систем политических, социальных, экономических и
религиозных. По убеждению Эриксона, привлекательность для подростковых групп различных
идеологий и альтернативных жизненных стилей во многом основывается на поиске идентичности. В
частности, они находятся в поиске новых личных ценностей, поскольку необходимо найти замену
детским правилам. Более того, приобретение умения разделять новые убеждения и действовать в
соответствии с новой системой социальных ценностей во время подросткового экспериментирования, а
|