природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974),
одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд это ключевые компоненты, с
помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной
активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим
ощущением индивидуальности или целостности.
Экзистенциальные потребности человека
До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах
отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе
человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с
социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к
свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в
жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свободабезопасность, этот универсальный и неизбежный
факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять
основных экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и
отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести
ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной
любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если
потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они
отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной
природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение
этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности
или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования
и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой
жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью
мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются
биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от
безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек
сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на
протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве
стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с
матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или
сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою
личностную целостность и свободу.
4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю
потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою
непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек
должен быть способным сказать: «Я это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей
индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то
указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не
дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.
5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям
необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации
представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать
реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать
целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального
взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно
необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то
(высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает
возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
<Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей
|