В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она
поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение
изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в
1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение
следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все
это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы,
была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978).
К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем.
Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения
в ценности психоанализа все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее,
после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в
Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных
работ и путешествиями.
В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была
принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два
года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте.
Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института
дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала
Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от
рака в 1952 году.
Социокультурная теория: основные концепции и принципы
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных
соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно
его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была
отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время
пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как
Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что
социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.
В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных
Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением
влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений
функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Развитие личности
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования
структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных
позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни
не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том,
что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития
личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные
отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и
потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические
нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в
обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании
личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае
основополагающий мотив быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного
мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит
от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем
самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется
здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в
безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении
|