такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям
горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств,
как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает
возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому
самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям,
является зрелая и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма это идеальное
состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же
время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация
может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму
таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл
это общество гуманистическим общинным социализмом.
Заключительные комментарии
Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с
уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный
тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными
социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в
результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях
которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития
характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению.
Фактически, было сделано очень мало подобных попыток (Maccoby, 1981, 1988). Изучение клинических
случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник
подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в
профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей
считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру
социальных проблем созвучными современности.
Карен Хорни: социокультурная теория личности
Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим
принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом,
это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между
женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины,
особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и
привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и
считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.
В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность.
Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие
из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и
межличностных отношений.
Биографический очерк
Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от
Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в
превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая
женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили
сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство
своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась:
«Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» (Rubins, 1978, р. 14).
<Карен Хорни (1885-1952).>
|