факторы взаимодействовать, чтобы это привело в итоге к появлению определенных характеристик
поведения. Теоретики, занимающие такую интеракционистскую позицию, считают, что любой индивид
вырастает, испытывая на себе воздействие окружающей среды, и развивается под влиянием
генетической одаренности. Иначе говоря, согласно этой точке зрения, наследственность налагает
ограничения на диапазон развития тех или иных характеристик, но, тем не менее, в пределах этого
диапазона дальнейшее развитие характеристик определяется факторами окружающей среды (Scarr,
Carter-Saltzman, 1982; Scarr, McCartney, 1983).
Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и
изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в
признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности.
Тем не менее полная теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, лежащих в
основе поведения человека.
4. Психопатология
Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в
необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии
приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. На самом деле, каждый
персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические
или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология изучение и объяснение причин
ненормального функционирования является центральной темой этого компонента теории личности.
Необходимость объяснения причин патологического поведения привела к развитию различных
подходов. Например, теоретики, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что
конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в
зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования
противоречивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к развитию болезненных
симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и человек не понимает, что же послужило
причиной появления симптомов, последние усиливаются, тем самым усугубляя страдания.
Бихевиоральное направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Ученые, стоящие
на подобных позициях, полагают: чтобы объяснить ненормальное поведение, нет необходимости в
построении гипотез и тщательном исследовании глубинных, недоступных наблюдению механизмов.
Вместо этого следует проанализировать, как произошло научение отклоняющемуся поведению в
прошлом и благодаря каким обстоятельствам окружения индивидуума это поведение сохранилось в
настоящем.
Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей как нормальное, так и
ненормальное несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Все мы являемся
частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды
взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в
поведении и даже стать причиной их возникновения. Приверженцы социокультурной модели
психической патологии утверждают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в
повседневном взаимодействии, могут вызывать и поддерживать патологические формы поведения.
Необходимость анализа причин психических расстройств привела за относительно короткую
историю теории личности к появлению множества различных подходов. Те из них, что приведены в
этой книге, рассматривают не только причины появления отклоняющегося от нормы поведения, но
также предлагают принципы лечения. Важно признать, однако, что полная теория личности должна
содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой
напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.
5. Психическое здоровье
Пытаясь учесть многообразие аспектов поведения человека, надежная теория личности должна
предложить критерии оценки здоровой личности. Вопрос состоит в том, что именно входит в понятие
здорового образа жизни. Поставленный теоретиками личности, он является важным компонентом их
наиболее общих концептуальных моделей. Дуэйн Шульц задавался этим вопросом: «Многие психологи
думают, что первостепенной задачей психологии должно быть изучение здоровой личности; какая
другая дисциплина исследует обстоятельства жизни? Какая сущность обладает большим могуществом в
|