изменении мира к лучшему или к худшему, чем личность? И что оказывает большее влияние на
содержание нашей жизни, чем уровень психического здоровья, с которым мы подходим к нашим
проблемам?» (Schultz, 1977, р. 5).
В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается
психологическое благополучие. Например, Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности
характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные
межличностные отношения. И, хотя этот критерий психического здоровья может на первый взгляд
показаться слишком глобальным и неспецифичным, при более внимательном рассмотрении здесь
напрашиваются важные выводы. Так, согласно Фрейду, способность работать предполагает
способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться
с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент
на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким
спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение
сексуальных и агрессивных побуждений.
Психическое здоровье можно также определить в терминах теории социального научения.
Например, Бандура уделяет особое внимание понятиям, отражающим нашу способность удовлетворять
требованиям жизни (Bandura, 1982). В его понимании самоэффективность, или осознание собственной
способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является
важнейшей особенностью приспособления. Более того, Бандура утверждает, что люди, оценивающие
сами себя как сильных личностей, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше
усилий и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.
Некоторые персонологи уделяют большое внимание созданию психологического портрета
здоровой личности и основных составляющих здорового образа жизни. Наиболее очевидная
иллюстрация в этом случае теория самоактуализации Маслоу, базирующаяся на иерархии
потребностей. По Маслоу (Maslow, 1987), для нормального личностного роста требуется сдвиг
относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности
безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее «человеческим» (в истине и красоте). Маслоу
также изучал людей с реализованной потребностью в самоактуализации и сформулировал результаты
своих наблюдений в терминах личностного профиля, куда вошли такие качества, как эффективное
восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других.
Бесспорно, критерии оценки психического здоровья центральный вопрос для любой
исчерпывающе полной теории личности. Подавляющее большинство теорий, которые мы будем
обсуждать, содержат обоснования и предложения относительно понятия психологической зрелости.
6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания причин
психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции
отклоняющегося от нормы поведения. Шестой и последний вопрос имеет решающее значение для
теоретических рассуждений о личности. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою
компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных
личностных изменений.
Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические, или
консультативные, аспекты. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что мы наблюдаем почти столько
же терапевтических направлений, сколько существует самих теорий. Различия между ними
заключаются не только в методах лечения, но также и во взглядах их создателей на личность в целом.
На одном полюсе находится психодинамическая теория, придающая первостепенное значение
неосознанным конфликтам и опыту научения в детстве, рассматриваемым как доминирующие факторы
в контроле поведения. Поэтому психодинамическая модель терапевтического воздействия
фокусируется на том, чтобы оказывать людям помощь в выявлении вытесненных из сознания причин и
источников конфликтов детского возраста, а также в понимании того, как эти конфликты влияют на их
жизнь в зрелости. На другом полюсе лежит бихевиористская теория, придерживающаяся того взгляда,
что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой.
Теоретики, стоящие на этих позициях, предполагают, что люди с нарушенной адаптацией или в свое
время не смогли научиться навыкам, необходимым для того, чтобы соответствовать требованиям
повседневной жизни, или приобрели недостаточные или дефектные навыки, которые закрепились у них
|