под воздействием некоторых форм подкрепления. Соответственно, бихевиоральный подход к лечению
ставит задачу помочь людям обучиться новым формам поведения вместо старых, дефектных или
избавить их от недостаточно адаптивных поведенческих реакций.
С помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность переоценить и
изменить многие аспекты своей личности и поведения: представление о себе, стиль межличностных
отношений, познавательные процессы, эмоциональные реакции, ценности, жизненные цели, способы
структурирования времени и это далеко не полный перечень. В свою очередь, тщательное изучение
личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых могут быть
модифицированы нежелательные формы поведения, так чтобы данный индивидуум мог перейти к более
эффективным способам функционирования.
Существует множество различных теоретических подходов к пониманию личности. Несмотря на
все их разнообразие, теории личности имеют общую концептуальную основу, каркас, состоящий из
шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и
изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигаемых
теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит нам об основном содержании данной
теории личности. Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее
общие перспективы каждой теоретической позиции.
Критерии оценки теории личности
Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать
относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и
прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше другой? Для
систематизированной оценки теорий личности используются шесть основных критериев. В научном
сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена
положительно в том случае, если удовлетворяет каждому из перечисленных ниже критериев. В
заключительной главе мы предпримем сравнительный анализ всех обсуждавшихся в книге теорий в
соответствии с данными критериями.
Верифицируемость
По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее положения
открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория
должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и
гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком
изложении теории ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в
формальном исследовании. Для иллюстрации этого правила представим себе, что мы хотим обосновать
утверждение Альфреда Адлера (глава 4) о том, что у детей-первенцев, когда они становятся взрослыми,
сильнее выражена мотивация достижения, чем у родившихся по счету вторыми, третьими и далее.
Первой ступенью в обосновании гипотезы будет подбор соответствующей группы субъектов для
проведения исследования. Далее, мы должны будем попросить каждого обследуемого сообщить, каким
по счету ребенком в семье он родился. Гораздо сложнее измерить такую переменную, как достижения.
Скажем, мы можем просто предложить испытуемым оценить уровень их интеллектуальных достижений
по показателям академической успеваемости. Или можно понаблюдать за их стремлением к успеху во
время учебы. Можно также предложить им составить самоотчет, что позволит нам оценить
индивидуальные различия в мотивации достижения. При всем многообразии возможностей необходимо
отметить следующий момент: хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более
точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие.
Хотя это требование так легко уяснить, персонологам оказывается чрезвычайно трудно
обеспечить даже умеренную эмпирическую поддержку своих теоретических позиций. Это не означает,
что теории личности не способны порождать проверяемые гипотезы, но большинству теоретических
концепций все же недостает критического эксперимента. Тем не менее, хорошая теория должна
содержать проверяемые гипотезы о взаимосвязях между феноменами. Теория, которую невозможно
подтвердить или опровергнуть, это плохая теория. Она оказывается бесполезной для любой
практической цели.
|