сегодняшним феминистским мировоззрением (Westkott, 1986). Хорни приветствовала стремительные
изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном
обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют
современные исследователи.
Заключительные комментарии
Теория
Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов
как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно
считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес
Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает
сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в
рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический
взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к
позитивному личностному росту.
К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни
прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и
клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих
профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью.
Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.
Резюме
Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую
теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся
эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он
рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у
Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах
эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение социальных и культурных влияний в
формировании личности характерно и для теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.
Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий.
Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла
наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий результат
взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его
социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий.
Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека.
Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие базальное
недоверие; 2) автономия стыд и сомнение; 3) инициативность вина; 4) трудолюбие
неполноценность; 5) эго-идентичность ролевое смешение; 6) интимность изоляция; 7)
продуктивность инертность, застой; 8) эго-интеграция отчаяние. Индивидуальное своеобразие
личности зависит от разрешения этих конфликтов.
Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. В его
психосоциальной теории нашли выражение:
-
сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преобладание влияния
социальных факторов) и изменяемости;
-
умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности,
проактивности, гетеростаза и познаваемости.
Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона,
рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение
идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория Эриксона послужила стимулом
для очень небольшого количества исследований.
Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения
подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков проблема выбора
карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков объяснялись как
|