частичное отражение кризиса идентичности.
Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание
влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой
и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной
незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека.
Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством
механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности автомата. Здоровый путь освобождения
состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.
Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти
потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности:
потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в
идентичности и потребность в системе взглядов и преданности.
Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа
удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и
политическими условиями. Непродуктивные типы характера рецептивный, эксплуатирующий,
накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой
цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.
Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные
различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и
родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными
являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует
удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в
свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога ощущение беспомощности во
враждебном мире является основой невроза.
Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с
недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от
здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность.
Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии
межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической
личности обычно преобладает одна из них.
Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила
вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности
последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство
неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от
мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому
доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.
Вопросы для обсуждения
1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитический подход
Фрейда к личности?
2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте является
эго-идентичностьролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то степени испытывали этот
кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на другие сферы вашей жизни (например, выбор
карьеры, отношения с родителями, любовные отношения)?
3.
Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности это борьба на протяжении всей
жизни. Вы согласны с этим? Если да, то с какими проблемами идентичности может сталкиваться
человек в ранней зрелости и в старости?
4.
Дайте объяснение четырем статусам эго-идентичности, описанным Марсиа. Какой из них
лучше всего характеризует вас и ваших друзей?
5.
Согласны ли вы с мнением Фромма о том, что большинство людей сегодня наслаждаются
значительной свободой и
автономией, но платят за это одиночеством, отсутствием чувства
безопасности и отчужденностью?
6.
Считаете ли вы, что «рыночная» ориентация характера по Фромму представляет собой
доминирующий тип личности в нашем обществе? Если нет, то какая или какие ориентации характера,
|