Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его
теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека
влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой
соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения.
Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая
потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию. Индивидуальный подход
отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности
(Allport, 1968b). Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика,
сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления
включены в описание богатства и сложности человеческой личности. Отличительной чертой
теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда
является результатом той или иной конфигурации личностных черт. Далее в этой главе мы рассмотрим
его теорию черт личности.
Некоторые другие персонологи также приняли участие в решении проблемы построения
исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности.
Наиболее наглядно это проявилось в концептуальных и эмпирических подходах Ганса Айзенка и
Рэймонда Кеттела. Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ,
эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые
поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезвычайно важны два основных
параметра: интроверсия экстраверсия и стабильностьнейротизм. Третий параметр, называемый
психотизмсила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре
личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней
мере 16 основных черт. Он считает также, что для предсказания поведения можно выводить уравнения,
основываясь на точных измерениях тех личностных особенностей, которые релевантны данной
ситуации. Кеттел и Айзенк придерживаются научного подхода в построении модели человеческого
поведения. Далее в данной главе будут рассмотрены характерные особенности их теорий. Наконец,
следует отметить, что далеко не все психологи разделяют диспозициональную точку зрения. Последние
основываются на том, что поведение человека с течением времени и обстоятельств обнаруживает лишь
незначительное постоянство личностных проявлений. Мы обратимся к этой точке зрения в разделе
главы, посвященном эмпирическому подтверждению теоретических положений. Теперь перейдем к
рассмотрению теоретических взглядов Олпорта.
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности
Биографический очерк
Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport), младший из четырех братьев, родился в
Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году. Вскоре после рождения Гордона его отец, бывший сельским
врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт получил начальное образование в бесплатных
сельских школах Кливленда. Он описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами
доверия и привязанности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.
<Гордон Олпорт (1897-1967).>
С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя как социально
изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По
настоянию старшего брата Флойда, бывшего в то время аспирантом-психологом в Гарвардском
университете, он поступает после окончания школы в тот же университет.
Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специализировался он все
же в экономике и философии. Учась на старших курсах, он участвовал в разработке ряда проектов
волонтерской службы. После окончания учебы в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать
социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция. Со следующего года он
получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную научную работу по психологии,
представленную по окончании Гарварда.
В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация,
посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных
|