Штатах. В течение следующих двух лет Олпорт занимался исследовательской работой в университетах
Берлина и Гамбурга в Германии и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал
преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики. Здесь он вел курс
«Личность: ее психологические и социальные аспекты». Это был первый в Соединенных Штатах курс
по психологии личности.
В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском
колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил приглашение из Гарварда на работу в
той же должности на факультете социальных отношений. В 1942 году ему было присвоено звание
профессора психологии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За
свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько
поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он получил также признание как «старейшина
американских научных изысканий по проблемам личности».
Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как
«Личность: психологическая интерпретация» (1937); «Человек и его религия» (1950); «Становление:
основные положения психологии личности» (1955); «Личность и социальные конфликты» (1960);
«Стиль и развитие личности» (1961) и «Письма Дженни» (1965). Он является также соавтором двух
широко используемых личностных тестов: «Изучение реакции A-S» (совместно с Ф. X. Олпортом, 1928)
и «Изучение ценностей» (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и
повторно в 1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе «Человек в психологии» (1968а).
Его автобиография представлена в 5-м томе «Истории психологии в автобиографиях» (Allport, 1967, р.
3-25).
Что такое личность
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и
классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез
существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек это объективная реальность»
(Allport, 1937, р. 48). Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и
неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «личность это
нечто, и она что-то делает. Личность то, что лежит за конкретными поступками внутри самого
индивидуума» (Allport, 1937, р. 48). Избегая определения личности как сугубо гипотетического
понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивидууму.
Однако остается вопрос: какова природа этого нечто?
Олпорт (1937) ответил на этот вопрос,
предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность это
динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют
характерное для него поведение и мышление» (Allport, 1961, р. 28). Что означает все это? Во-первых,
«динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и
изменяется; согласно теории Олпорта, личность не статичная сущность, хотя здесь и имеет место
некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.
Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности
следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина
«определяет» является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта. По сути дела,
смысл этого выражения заключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при
появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная
природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную
значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет
двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами «поведение и мышление»
подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем
или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.
Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и
темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них
можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с
неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются
поступки личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном
случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким
|