представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Как говорил Олпорт: «В детстве
способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в
зачаточном состоянии» (Allport, 1961, р. 123).
Рациональное управление самим собой. Между шестью и 12 годами ребенок начинает
понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно
справляться с требованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление, и ребенок
начинает думать о самом процессе мышления. Но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы
быть морально независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа
ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и
социальное послушание.
Проприативное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка
выбор карьеры или других жизненных целей (Allport, 1961). Подросток знает, что будущее нужно
планировать, и в этом смысле он приобретает чувство самости, которое совершенно отсутствовало в
детстве. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения
намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл в этом суть проприативного стремления.
Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому что развертывается
новый этап поиска самоидентичности, новое самосознание. Как и Эриксон в его концепции эго-
идентичности, Олпорт полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует
обобщенного чувства самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» уже
сформировались.
Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один
познание самого себя (Allport, 1961). Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и
синтезирует их. По его мнению, познание самого себя представляет собой субъективную сторону «Я»,
но такую, которая осознает объективное «Я». На заключительной стадии своего развития проприум
соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
Функциональная автономия: прошлое это прошлое
Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой
динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Фактически он считал, что «любая теория
личности основывается на анализе природы мотивации» (Allport, 1961, р. 196). Олпорт предлагал свой
собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная
теория мотивации.
1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. Согласно Олпорту, в то время
как знание нашего прошлого помогает понять ход нашей жизни на сегодняшний день, такие
исторические факты бесполезны, если нельзя показать их динамически активными в настоящем. По его
собственным словам, «мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются также и мотивами
настоящего» (Allport, 1961, р. 220). Таким образом, Олпорт не соглашался с точкой зрения Фрейда, что
ребенок порождает взрослого.
2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. Многие теории
утверждают, что человеческие мотивы могут быть сведены к одному виду как, например, редукция
потребности, стремление к превосходству или потребность в безопасности. Будучи эклектиком, Олпорт
чувствовал, что во всех этих формулировках мотивации есть доля правды, добавляя при этом: «Мотивы
настолько разнообразны, что нам трудно найти здесь общий знаменатель» (Allport, 1961, р. 221).
Следовательно, если мы собираемся понять сложную природу человеческой мотивации, необходимо
использовать многие концепции мотивации. Однако невозможно свести это разнообразие к одному
главному мотиву.
3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. Олпорт настаивал на
том, что адекватная теория мотивации должна рассматривать перспективные цели человека, его
представления и критерии, его намерения. И это совсем не удивительно. Он был убежден, что ключом к
пониманию поведения человека на данный момент является ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать
(чем ты хочешь заниматься) через пять лет?» или «Какой ты стараешься сделать свою жизнь?» Мало
кто из теоретиков, упомянутых в этой книге, придавал такое большое значение когнитивным процессам
и, в особенности, планированию будущего и стремлениям, как Олпорт.
4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов. В противоположность теоретикам,
|