Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 402 
Next page End  

Таблица 6-1. Стадии развития проприума по Олпорту
Стадия
Аспект
Определение
1
Телесная самость
Осознавание телесных ощущений
2
Самоидентичность
Неизменность и непрерывность «Я», независимо от
происходящих изменений
3
Самоуважение
Гордость за собственные достижения
4
Расширение самости
«Я» начинает охватывать важные аспекты социального и
физического окружения
5
Образ себя
В целях и стремлениях индивида начинают отражаться
ожидания других значимых людей
6
Рациональное управление
самим собой
Абстрактная аргументация и применение логики для разрешения
повседневных проблем
7
Проприативное стремление
Целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей
Ощущение своего тела. Первый аспект, необходимый для развития проприума, это
ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие
ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти
повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя
от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни опорой
для самоосознания. Однако большинство взрослых не осознают ее до тех пор, пока не появится боль
или приступ болезни (например, мы обычно не ощущаем своего мизинца, пока не прищемим его
дверью).
Ощущение самоидентичности. Второй аспект развертывания проприума самоидентичность
— наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве
определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства
целостности и непрерывности «Я» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив
свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все
изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые
вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности. Но самоидентичность не
устанавливается одномоментно. Например, двухлетний ребенок может не осознавать того, что ему
холодно, что он устал или что ему нужно в туалет. Так же, как и Эриксон, Олпорт понимал, что
самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.
Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявляться следующая форма
проприума — самоуважение. Согласно Олпорту, самоуважение — это чувство гордости, которое
ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение
зависит от успешного выполнения ребенком каких-то заданий. Часто родители считают это
негативизмом, поскольку ребенок противится почти всем предложениям взрослых, воспринимая их как
посягательство на свою целостность и автономность. Олпорт же утверждал, что, если родители сводят
на нет стремление ребенка самостоятельно обращаться с окружающими предметами, тогда чувство
самоуважения может быть вытеснено ощущениями стыда и раздражения.
Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, что
выражается в восхищенном восклицании ребенка «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в
какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения
самооценки в течение всего периода детства.
Расширение самости. Начиная примерно с 4-6-летнего возраста, проприум человека развивается
посредством расширения границ самости. По Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как
они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и
определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода
дети научаются постигать значение «мой». Вместе с этим наблюдаются проявления ревностного
собственничества, например, «это мой мяч», «кукольный домик мой собственный». Моя мама, моя
сестра, мой дом, моя собака рассматриваются как составные части «Я», и их необходимо не потерять и
охранять, особенно от посягательств другого ребенка.
Образ себя. Пятая форма проприума начинает развиваться где-то в возрасте пяти-шести лет. Это
время, когда
ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и
другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие
между «я хороший» и «я плохой». И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитого сознания, ни
Hosted by uCoz