говорим, что у него была одна главная склонность в жизни «глубокое уважение к любому живому
существу». И наконец, Флоренс Найтингейл была, как говорят, «одержима состраданием» к своим
соратникам. Весь ход жизни этих индивидуумов обнаруживает всепроникающее влияние кардинальных
диспозиций.
Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики
человека, получившие название центральные диспозиции это, так сказать, строительные блоки
индивидуальности. Центральные диспозиции лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в
рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность).
Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут
легко обнаруживать окружающие.
«Сколько центральных диспозиций может быть у среднего человека?» Для выяснения этого
вопроса Олпорт обратился к своим студентам с просьбой «поразмыслить о каком-либо представителе
того же пола, кого вы хорошо знаете» или «описать ее или его, перечисляя те слова, фразы или
предложения, которые лучше и вернее всего, как вам кажется, отражают существенные характеристики
этой личности» (Allport, 1961, р. 366). 90% студентов перечислили от трех до десяти существенных
характеристик, среднее количество составило 7,2. Таким образом, Олпорт пришел к выводу, что
количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан индивидуум,
удивительно мало: возможно, в пределах от пяти до десяти. С точки зрения самого человека, количество
центральных диспозиций и в самом деле невелико. Например, Герберт Уэллс как-то заметил, что в его
жизни были лишь две главные темы: стремление к упорядоченному мировому сообществу и проблема
пола.
Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким
образом, менее пригодные для характеристики личности, называются вторичными диспозициями. В эту
рубрику следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно
обусловленные характеристики человека. Рассмотрим, к примеру, человека, который никогда не ведет
себя послушно и покорно, кроме тех ситуаций, когда офицер полиции делает ему отметку о
превышении скорости. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его
вторичные диспозиции.
Проприум: развитие самости
Ни один персонолог, и в особенности Олпорт, не считает, что личность это лишь набор не
связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и
интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Резонно поэтому
предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и
склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы
личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти
термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических
неясностей, так что Олпорт вводит новый термин проприум.
По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту
и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и
центральное» (Allport, 1968a, р. 4). Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». Короче, это
не что иное, как самость.
Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие
формированию чувства внутреннего единства (Allport, 1955). Он рассматривал проприум в значении
постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время
он не считал проприум гомункулом или «маленьким человечком, обитающим внутри личности».
Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объединяющая сила,
назначение которой формирование уникальности человеческой жизни.
Олпорт (Allport, 1961) выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии
проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприотические функции эволюционируют
медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного
познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их
последовательного появления у развивающегося индивидуума (табл. 6-1).
|