особо подчеркивал первое; его приверженность ко второму в лучшем случае лишь незначительна.
Положение субъективности раскрывается при изучении концепции проприума. Проприум
охватывает все существенные аспекты жизни человека. Проприум помогает человеку проводить
границу между «субъективно значимым» и «объективно существующим». И все же, хотя проприум, по
Олпорту, содержит в себе ростки субъективности, он не считал субъективность как таковую ключевым
моментом для понимания человека. Для него мир субъективного опыта лишь один из многих
компонентов, составляющих личность. Психология, считал он,
станет истинно научной лишь тогда,
когда она сможет разрешить проблему индивидуальной уникальности.
Проактивностьреактивность. В описании концепции устремленности Олпорт отмечал, что
направленность или намерения это цемент, скрепляющий воедино человеческую жизнь. То есть,
чтобы хорошо функционировать, человеку требуется определение цели, к которой он стремится.
Положение проактивности, очевидное в этом описании, еще более однозначно просматривается в том,
как Олпорт представлял формирование паттерна устремленности: «Суть природы человека в том, что
он стремится к относительной унификации жизни (никогда не достигая ее полностью)... Как следствие
этих поисков представляющих самую сущность человеческой природы мы отмечаем, что
поведение человека в значительной мере проактивно...» (Allport, 1961, р. 252).
Согласно Олпорту, люди живут в мире перспективных целей, жизненных амбиций и
устремлений, генерируемых изнутри. Функциональная автономия служит для того, чтобы разорвать
реактивные связи с прошлым; присущая человеку устремленность отрицает любое объяснение
поведения лишь посредством реакций на поступающие стимулы. Приверженность Олпорта принципу
проактивности сильна и недвусмысленна.
Гомеостазгетеростаз. Олпорт признавал обоснованность гомеостатических потребностей,
составляющих примитивную и общую с животными часть мотивации человека. Но он также настаивал
на том, что снижение напряжения не объясняет всего поведения человека. По сути, Олпорт чувствовал,
что рост и изменение наиболее заметные особенности личности человека. «Здоровый ребенок и
взрослый человек постоянно накапливают напряжение... и продвигаются по ту сторону основного,
надежного уровня гомеостаза. Стремление большинства из нас к новому опыту и новым переживаниям
нельзя объяснить снижением напряжения; невозможно это объяснить и стремлением к накоплению
знаний ради самих знаний, к созданию прекрасных и бесполезных произведений искусства; не
объяснить этого ни стремлением любить, ни быть любимым...» (Allport, 1961, р. 90). Таким образом, во
всей теории Олпорта прослеживается сильная приверженность к положению гетеростаза.
Познаваемостьнепознаваемость. Как и большинство других гуманистически
ориентированных персонологов, Олпорт не был оптимистично настроен в отношении осуществимости
попытки научными методами разгадать тайну человеческого поведения. Точнее говоря, он полагал, что,
хотя и возможно изучение отдельных аспектов индивидуума, одна лишь наука не может обеспечить
полного понимания человеческой природы. Например, Олпорт (Allport, 1966) выступал в защиту того,
что он называл «эвристическим реализмом» основного эмпирического подхода к изучению
личности. Согласно этой доктрине, внутри каждого индивидуума существуют генерализованные
стремления к действиям или черты личности; задача психологии раскрыть их и описать. Поскольку
черты личности не доступны прямому, непосредственному наблюдению, а лишь выводимы в результате
анализа, раскрытие средствами науки их истинной природы сопряжено с целым рядом препятствий. И
все же последовательный «эвристический реалист» стремится вперед. Несмотря на знание того, что
полного успеха он не достигнет, как из-за сложности самой личности, так и по причине неадекватности
современных методов ее изучения, он предпочитает верить, что будущее личности отчасти или
примерно познаваемо (Allport, 1966).
Поэтому Олпорт заявлял, что личность можно изучить эмпирически но лишь какую-то одну
ее сторону в процессе одной процедуры исследования. То, до какой степени наука сможет в конечном
счете объединить эти отдельные элементы, чтобы описать целостную личность, остается, однако, в
значительной степени неясным. А с помощью идеографического подхода Олпорта к изучению
личности, в котором основной упор делается на развитие нормального индивидуума, трудно постичь
природу человека как целого, поскольку таким образом мы изучаем только одного конкретного
человека на протяжении его жизни. Быть может, лучше всего сказал об этом сам Олпорт, завершая свою
дискуссию о подходе «эвристического реализма»: «По мере изучения мы рассматриваем его (человека)
как объективно реальное существо, чьи склонности нам, возможно, удастся выяснить по крайней
мере, частично...» (Allport, 1966, p. 8-9). Поэтому положение познаваемости в теории Олпорта выражено
не столь абсолютно.
|