Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
Какова эмпирическая валидность теоретической концепции личности по Олпорту? Анализ
соответствующей литературы показывает, что теория Олпорта не дала толчок почти ни одному
исследованию, в котором была бы поставлена цель подтверждения ее валидности. С позицией Олпорта
выразили свое согласие несколько известных авторов в области персонологии (Maddi, 1989; Pervin,
1989; Ryckman, 1989). Несмотря на то, что персонологическая теория Олпорта имеет, несомненно,
творческий характер, похоже, никто не дал себе труда и времени, чтобы проверить эмпирическую
обоснованность ее концепций и соответствующих утверждений. В такой эмпирической дисциплине, как
психология, ни одна теория не просуществует достаточно долго, если она не порождает доступных
проверке прогнозов, основанных на ее главных концепциях. Теория Олпорта в этом смысле не
исключение.
Два фактора объясняют недостаточное количество исследований, основанных на теории
Олпорта. Во-первых, теория построена на довольно нечетких и недостаточно определенных понятиях.
Таким понятиям, как проприативное стремление, «Я» как рациональный регулятор и индивидуальная
диспозиция, трудно дать рабочие определения. Во-вторых, Олпорт не счел нужным точно определить,
каким образом концепция черт личности связана с его рассуждениями о развитии проприума. Стадии
развития проприума человека описаны Олпортом довольно обобщенно, и он не позаботился о том,
чтобы дать точное определение переменным, которые контролируют появление, сохранение и
изменение феномена «Я». Имея в виду перечисленные трудности, весьма сложно сконструировать
адекватные эмпирические тесты для теории Олпорта.
Несмотря на то, что эвристическая ценность теории черт личности является невысокой, она
оказала определенное действие на тех, кто сегодня исследует личность и пишет о ней (Maddi, 1989).
Влияние Олпорта в значительной мере может быть отнесено за счет его метода идеографического
изучения индивидуумов. Этот подход основан на стремлении понять характерную модель поведения
конкретного человека. В области персонологии исследователи, пользующиеся идеографическим
подходом, обычно собирали информацию по автобиографическим произведениям, по опросникам с
незаконченными предложениями и интервью. Эти методы могут дать богатую информацию об
уникальности индивидуума (Carlson, 1988; Lamiell, 1987). Однако Олпорт предостерегал от
использования подобных процедур без применения формальных методов, связанных с номотетическим
подходом. Номотетический подход стремится установить достоверные принципы функционирования
индивидуума, применимые к людям в целом. Как полагал Олпорт, индивидуума следует изучать,
принимая во внимание его собственные формулировки и язык, то есть идеографически. И в то же
время он утверждал, что персонологи должны быть готовы применять альтернативные методы
исследования, если их цель понимание соотношений между чертами личности и поведением.
Письма Дженни: идеографическое изучение черт личности
Значение идеографических методов как средства выявления личностных диспозиций
индивидуума лучше всего иллюстрируют «Письма Дженни» (Allport, 1965). Это изучение конкретного
случая основывалось на личной корреспонденции женщины средних лет по имени Дженни Гроув
Мастерсон, которая написала в последние годы жизни около 300 писем к молодой супружеской паре.
Это были преподаватели колледжа в одном из городков на Атлантическом побережье США. Олпорт
приобрел письма Дженни в 40-х годах и затем использовал их как педагогический материал в своем
курсе, посвященном проблемам личности. Далее следуют выдержки из этих писем (Allport, 1965):
«На прошлой неделе Росс позвал меня его все еще наблюдает врач. Выглядит он очень плохо.
Я пригласила его... позавтракать вместе со мной, и он согласился... Это был превосходный завтрак, и
казалось, что ему тоже нравится. Знаете... чтобы Росса образумить, ему надо дать, чего он хочет, и
оставить одного» (Ibid, p. 70).
«Я не собиралась так много рассказывать, но я очень огорчена, больна и по-настоящему
сломлена. Я для Росса абсолютно ничто я для него лишь помеха и обуза» (Ibid, р. 53).
Олпорт попросил 39 экспертов прочесть последовательно письма Дженни и затем
охарактеризовать ее центральные диспозиции (Allport, 1942). Эта процедура, получившая название
контент-анализ, напоминает подход к изучению индивидуума с позиций здравого смысла, или подход
|