2. Вы легковозбудимый человек?
Да Нет
4. Вы часто бываете расстроены?
Да Нет
Психопатия
1. Имеют ли для вас значение хорошие манеры и опрятность?
2. Стараетесь ли вы не быть грубым с людьми?
3. Любите ли вы сотрудничать с другими?
Шкала лжи
1. Вы любите посмеяться иногда над непристойными шутками?
Да Нет
2. Всегда ли, будучи ребенком, вы сразу делали то, что вам велели, без ворчания и жалоб?
Да Нет
(Источник: из анкеты EPQ для взрослых (Eysenck, Eysenck, 1975), опубликованной службой EdITS
(Образовательная и Промышленная Служба Тестирования), Сан-Диего, Калифорния.)
Тот факт, что Айзенк и Кеттел используют разные личностные опросники для дальнейшей
факторизации данных, отчасти объясняет различие между ними по количеству черт, которое они
считают необходимым для объяснения личности.
Причина
здесь в том, что результаты факторного
анализа в значительной мере зависят от источника или типа получаемых данных. В любом случае,
Айзенк убежден, что его два основных типовых критерия интроверсия экстраверсия и стабильность
нейротизм были эмпирически подтверждены в работах нескольких исследователей, применявших
многие другие личностные тесты. Большая часть доказательств в поддержку этой точки зрения
получена из исследований поведенческих различий между экстравертами и интровертами.
Различия между интровертами и экстравертами
Айзенк придает большое значение концептуальной ясности и точным измерениям своих
теоретических концепций. До сегодняшнего дня большая часть его усилий направлена на определение
того, имеются ли существенные различия в поведении, обусловленные индивидуальными различиями в
пределах континуума интроверсияэкстраверсия. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия в
поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников,
а также лабораторных процедур. Наш краткий обзор посвящен этой общей методологии.
В обзоре исследований (Wilson, 1978), основанных на предсказаниях по результатам
тестирования в рамках теории Айзенка, представлено впечатляющее количество фактов. Например,
экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во
время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность
их поступков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает.
Некоторые другие эмпирически установленные различия между экстравертами и интровертами
приведены ниже.
- Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности (например,
инженерное дело и химия), в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе,
связанной с людьми (например, торговля, социальные службы).
- Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; зато экстраверты
вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем
интроверты.
- В колледже интроверты достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Также студенты,
оставляющие колледж по психиатрическим причинам, скорее интроверты; в то время как те студенты,
которые уходят по академическим причинам, чаще оказываются экстравертами.
- Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты по вечерам.
Более того, интроверты лучше работают утром, а экстраверты во второй половине дня.
Одним из наиболее примечательных различий между интровертами и экстравертами является их
чувствительность к стимуляции. Эта разница может быть легко продемонстрирована при помощи
«теста лимонной капли» (Corcoran, 1964). Если капнуть четыре капли лимонного сока на язык человека,
окажется, что интроверты выделяют почти в два раза больше слюны, чем экстраверты. Основа этого
интересного явления связана с различными паттернами физиологического функционирования у
интровертов и экстравертов. Айзенк особенно подчеркивает, что за различия в реакциях на стимуляцию
у интровертов и экстравертов отвечает восходящее активирующее влияние со стороны ретикулярной
формации ствола мозга.
|