Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 402 
Next page End  

участие в нескольких проделках, направленных на то, чтобы
привести в замешательство тех
факультетских товарищей, которых студенты считали заносчивыми, привело к угрозе исключения, но
президент колледжа разрешил ему закончить обучение. По иронии судьбы Скиннер не посещал ни
одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в родительский
дом и попытался стать писателем. Хотя он и был воодушевлен письмом поэта Роберта Фроста, его
желание быть писателем не привело ни к чему хорошему: «Я бесцельно читал, строил модели кораблей,
играл на рояле, слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в местную
газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к психиатру» (Skinner, 1967, р. 394).
В конце концов Скиннер отказался от карьеры писателя и поступил в Гарвардский университет
для изучения психологии. Отлично понимая, что в новой области он далеко позади всех, он установил
для себя жесткое учебное расписание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степени
доктора наук в 1931 году.
С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои
научные усилия на изучении нервной системы животных. В 1936 году он занял должность
преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 года. В это время Скиннер много
и творчески работал и приобрел известность как один из ведущих бихевиористов Соединенных Штатов.
Осенью 1945 года он стал руководителем кафедры психологии в Университете штата Индиана — пост,
который он занимал до 1947 года, после чего вновь стал работать в Гарварде в качестве лектора. Он
оставался там до ухода на пенсию в 1974 году.
Научная деятельность Скиннера была отмечена многими наградами. Он получил Президентскую
медаль за науку и в 1971 году был награжден золотой медалью Американской психологической
ассоциации со следующей надписью: «Б. Ф. Скиннеру — пионеру психологических исследований,
лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения в наши дни»
(American Psychologist, 1972, p. 72). В 1990 году Скиннер также получил благодарность президента
Американской психологической ассоциации — за прижизненный вклад в психологию.
Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: «Поведение организмов» (1938); «Уолден-
2» (1948); «Наука и поведение человека» (1953); «Вербальное поведение» (1957); «Режимы
подкрепления» (1957, в соавторстве с С. В. Ferster); «Суммирование наблюдений» (1961); «Технология
обучения» (1968); «Случайное подкрепление» (1969); «За пределами свободы и достоинства» (1971); «О
бихевиоризме» (1974); «Подробности моей жизни» (1976); «Размышления: бихевиоризм и общество»
(1978); «Портрет бихевиориста» (1979); «Значение последствий» (1983); «Радости зрелого возраста»
(1983, в соавторстве с М. Е. Vaughan); «К дальнейшим размышлениям» (1987). Возможно, среди
студентов колледжей наиболее известна книга Скиннера «Уолден-2», роман, описывающий
утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления.
Кроме того, сборник изданных статей (Dews, 1970) был подарен Скиннеру в день его
шестидесятипятилетия. Его автобиография появляется в 5-м томе «Истории психологии в
автобиографиях» (Skinner, 1967, p. 385-413). Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией.
Подход Скиннера к психологии
Большинство теоретиков-персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение
устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и
сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть,
большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими
можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на
поведение индивида (Skinner, 1983). Он утверждал, что психология, особенно область научения, была
недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной,
формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные
исследования, так как они дают «объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям,
описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах»
(Skinner, 1961, р. 739). Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие
психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя
отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому
поведению.
В свете очевидной антитеоретической позиции Скиннера сомнительно, нужно ли его включать в
Hosted by uCoz