Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 402 
Next page End  

Все мыслящие люди имеют определенные аксиоматические представления относительно
человеческой природы. Теоретики личности не составляют исключения из этого правила.
Представления о природе человека, возможно, коренятся в их собственном личном опыте. Такие
базисные положения глубоко и основательно влияют на восприятие людьми друг друга, на их
взаимоотношения, а в случае ученого-персонолога — на создание теорий о себе и о других. Сами по
себе положения могут или признаваться, или не признаваться индивидуумом, в том числе и теоретиком.
В этом разделе мы рассмотрим каждое из основных положений, касающихся природы человека.
Мы убеждены, что все значительные теоретики личности в своих построениях занимали ту или иную
позицию по этим положениям, и ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью
и правильно понятой безотносительно к ним. В некотором смысле различия между теориями отражают
более фундаментальные различия между их создателями в отношении данных положений.
Основные положения о природе человека можно представить в виде следующих полярных
понятий:
1. Свобода — Детерминизм
2. Рациональность — Иррациональность
3. Холизм — Элементализм
4. Конституционализм — Инвайронментализм
5. Изменяемость — Неизменность
6. Субъективность — Объективность
7. Проактивность — Реактивность
8. Гомеостаз — Гетеростаз
9. Познаваемость — Непознаваемость
Вышеперечисленные положения представляют собой относительно постоянные биполярные
шкалы, и любой персонолог может обозначить свою позицию в виде определенной точки между этими
крайними полюсами. Другими словами, каждое положение представлено в виде континуума с двумя
экстремумами (например, свобода расположена на одном полюсе первого континуума, а детерминизм
на противоположном полюсе этого же континуума). С точки зрения философии, категории, образующие
эти положения, следовало бы рассматривать скорее как два противоположных друг другу класса, чем в
виде континуума (например, люди или свободны, или управляемы). Однако среди персонологов
имеются большие различия относительно того, в какой степени каждое исходное положение
характеризует человека. Скажем, ученый А полагает, что люди более свободны, чем считает ученый Б.
Таким образом, желательно рассматривать исходные положения в виде континуума, благодаря чему
будет легче устанавливать существенные различия между самими теоретиками. Далее следует краткое
обсуждение каждого из основных положений.
Свобода—детерминизм
Один из самых главных вопросов, имеющих отношение к человеческой природе, касается той
степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков,
а также в осуществлении контроля над своим поведением. В какой степени участвует субъективно
переживаемое чувство свободы в принятии решений конкретными людьми? До каких пределов их
поведение детерминировано факторами, которые частично или полностью находятся за пределами
осознания? Философы и другие мыслители обсуждали этот вопрос на протяжении столетий. Поэтому не
удивительно, что он никоим образом не безразличен современной психологии (Deci, Ryan, 1985).
Совершенно очевидно, что ведущие теоретики личности отличаются друг от друга в отношении
такого исходного положения о природе человека, как свобода—детерминизм. Например, Карл Роджерс
утверждал, что «человек не просто обладает характеристиками машины, он не только заключен в тиски
бессознательных мотивов, но он является личностью в процессе создания самого себя, личностью,
творящей смысл своей жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы» (Shlien, 1963, р. 307).
Скиннер, наоборот, утверждал, что «автономный человек — это изобретение, используемое для
объяснения того, что мы не в состоянии объяснить никаким другим образом. Он возник в результате
нашего невежества и по мере того, как растет наше понимание, исчезает сам материал, из которого он
создан» (Skinner, 1971, р. 200). В этом смысле ни одну из приведенных позиций ученых нельзя считать
строго фактически доказанной. Скорее, они представляют собой философские представления о природе
человека.
Если данный теоретик личности, основываясь на своем личном опыте и множестве факторов,
Hosted by uCoz