оказавших влияние на его интеллектуальное развитие, допускает, что люди обладают подлинной
свободой выбора, это окажет существенное воздействие на его теорию. Вероятнее всего этот автор
сформулирует теорию, в которой люди рассматриваются изначально ответственными за собственные
действия и, по крайней мере, в некоторой степени способными преодолевать влияние различных
факторов своего окружения. В этой теории будет просматриваться тенденция расценивать свободный
выбор как квинтэссенцию всего того, что подразумевается под понятием человек. С другой стороны,
если персонолог склоняется к детерминизму, в его теории поведение человека будет описано как
контролируемое теми или иными факторами. В этом случае на ученого будет возложена задача точного
определения упомянутых факторов, и ее решению будет посвящена значительная часть теории.
Детерминистски ориентированные теории личности заметно различаются в объяснении природы
факторов, влияющих на поведение. Например, поведение человека может определяться
неосознаваемыми мотивами, внешними подкреплениями, опытом ранних лет жизни, физиологическими
процессами, генетической предрасположенностью, культурными влияниями, и каждый из этих
факторов может быть интерпретирован различным образом. Тем не менее, основным источником
согласованности между перечисленными подходами является положение о том, что поведение человека
детерминировано.
Позиция, занимаемая персонологом в отношении свободыдетерминизма, сильно влияет на
характер его теории и следующие из нее выводы о сущности человеческой природы. Это в равной
степени верно и в отношении других основных положений. Теория личности отражает конфигурацию
позиций, занимаемых теоретиком в отношении основных положений о природе человека.
Рациональностьиррациональность
В основе измерения рациональностьиррациональность лежит вопрос о том, в какой степени
сила нашего разума способна оказывать влияние на наше каждодневное поведение? Являются ли люди
по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется рассуждениями, или ими
управляют иррациональные силы? Несмотря на то, что ни один теоретик личности не придерживается
убеждения о людях как исключительно «рациональных» или исключительно «иррациональных»
существах, между ними наблюдаются отчетливые различия по этому исходному положению. Например,
Келли в своей теории личности сделал акцент на рациональных процессах в функционировании людей
(Kelly, 1963). Он предполагал, что каждая личность это «ученый», исследователь, и
интеллектуальные процессы имеют первостепенное значение для понимания поведения человека.
Полную противоположность представляет теория Фрейда, основная доктрина которой сводится к тому,
что психические процессы по своей сути неосознаваемы. Фрейд придерживался убеждения, согласно
которому «только вследствие нашей завышенной самооценки мы отказывается признать возможность
того, что можем не быть непререкаемыми хозяевами во владениях собственного разума» (Kohut, Seitz,
1963, p. 118). Являемся ли мы разумными хозяевами своей судьбы, капитанами судов своего поведения,
или мы находимся под контролем глубинных иррациональных сил, о самом существовании которых и
не подозреваем?
Позиция персонолога по этому спорному вопросу влияет на расстановку акцентов в его теории.
Например, если теоретик предполагает, что человеческий разум чрезвычайно могучая сила, то его
теория личности будет описывать поведение, в значительной степени управляемое когнитивными
процессами. Более того, весьма вероятно, что данная теория, по крайней мере до некоторой степени,
будет касаться характера, разнообразия и развития этих когнитивных процессов. Если же персонолог
тяготеет к противоположному мнению, его теория скорее всего будет описывать поведение как
изначально побуждаемое иррациональными силами, которые личность частично или тотально не
осознает. В зависимости от содержания теории, отношения между осознаваемыми, рассудочными и
неосознаваемыми, иррациональными процессами могут быть изображены в виде айсберга, вершину
которого образуют осознаваемые, рациональные побуждения, а колеблющаяся ватерлиния отделяет
надводную часть от неосознанных глубин. Центром этой теории будет как содержание подводных сил,
так и их влияние на поведение человека. Поскольку «рационально-ориентированные» и
«иррационально-ориентированные» теоретики могут расходиться во мнении о природе «рациональных»
или «иррациональных» факторов личности, различие между ними по базисному положению
рациональностииррациональности ведет к противоположным взглядам на человека.
Холизмэлементализм
|