основные закономерности, присущие всем организмам.
Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного субъекта, не требует
традиционных статистических методик, которые большинство студентов-психологов осваивают в ходе
обучения. Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении
несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной
или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма
в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся
результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то, говорил Скиннер, что
психология как наука о поведении должна иметь своей целью. Взгляд Скиннера на психологию можно
подытожить его заявлением (Skinner, 1956), в котором он цитирует Павлова: «Управляйте вашими
обстоятельствами, и вы увидите закономерности».
Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ
поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, реальные и обусловленные
взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды
(стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть
очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие из
функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении. Практической целью
является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые
позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким
образом, психологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее открывать законы,
относящиеся к поведению отдельных организмов.
Личность с точки зрения бихевиористского направления
Сейчас мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к экспериментальному подходу
для изучения поведения. А как же изучение личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском
бескомпромиссном подчеркивании функционального, причинно-следственного анализа поведения?
Говоря кратко, ответ на последний вопрос «нет», если принимаются во внимание установленные
научные критерии. Как мы убедились, например, Скиннер не принял идею о личности или самости,
которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного
анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то похожего на дух, который изнутри
двигает тело (Skinner, 1989). И он не принял бы объяснение, подобное этому: «Преподобный Джонс и
еще 980 членов секты Народный храм совершили самоубийство в джунглях Гайаны, потому что они
были эмоционально неустойчивы».
Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных
особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.
«В поведенческом анализе человек рассматривается как организм... который обладает
приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] не порождающий фактор; он локус, точка, в
которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном
действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет
идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не
имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет
себя таким же образом» (Skinner, 1974, p. 167-168).
Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного
характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В
соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в
терминах интеракций поведениеокружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и
воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека только терять время.
Респондентное и оперантное поведение
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности
поведения: респондентное и оперантное. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного
научения, мы сначала обсудим респондентное поведение.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным
|