Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 402 
Next page End  

выражение нежности; а иные находят подкрепляющий стимул в спорте, академических или
музыкальных занятиях. Возможные вариации в поведении, поддержанные условными подкрепляющими
стимулами, бесконечны. Следовательно, понять условные подкрепляющие стимулы у человека намного
сложнее, чем понять, почему крыса, лишенная пищи, нажимает рычаг, получая в качестве подкрепления
только звуковой сигнал.
Контроль поведения посредством аверсивных стимулов
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными
(неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля — это
наказание и негативное подкрепление.
Эти термины часто используются как синонимы для описания
концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля. Скиннер предложил
следующее определение: «Вы можете различать наказание, при котором происходит аверсивное
событие, пропорциональное реакции, и негативное подкрепление, в котором подкреплением является
устранение аверсивного стимула, условного или безусловного» (Evans, 1968, р. 33).
Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое
следует или которое зависит от появления какой-то оперантной реакции. Вместо того, чтобы усиливать
реакцию, которую оно сопровождает, наказание уменьшает, по крайней мере временно, вероятность
того, что реакция повторится. Предполагаемая цель наказания — побудить людей не вести себя данным
образом. Скиннер (Skinner, 1983) заметил, что это наиболее общий метод контроля поведения в
современной жизни.
По Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он
называет позитивное наказание и негативное наказание (табл. 7-1). Позитивное наказание встречается
всякий раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу. Вот несколько примеров: если дети плохо себя
ведут, их шлепают или бранят; если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, их исключают из
вуза или школы; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму. Негативное же
наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного
подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения.
Широко используемый подход к негативному наказанию — методика приостановки. В соответствии с
этой методикой человека моментально удаляют из ситуации, в которой доступны определенные
подкрепляющие стимулы. Например, непослушного ученика четвертого класса, мешающего занятиям,
могут выгнать из кабинета.
<Физическая изоляция — это один из способов наказания с целью предотвратить проявления
нежелательного поведения.>
Негативное подкрепление. В отличие от наказания, негативное подкрепление это процесс, в
котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое
препятствует аверсивному положению дел, таким образом чаще повторяется и является негативно
подкрепленным (см. табл. 7-1). Поведение ухода — это тот самый случай. Скажем, человек, который
прячется от палящего солнца, уходя в помещение, скорее всего снова пойдет туда, когда солнце вновь
станет палящим. Следует заметить, что уход от аверсивного стимула не то же самое, что избегание его,
поскольку аверсивный стимул, которого избегают, физически не представлен. Следовательно, другой
способ бороться с неприятными условиями — научиться избегать их, то есть вести себя так, чтобы
предотвратить их появление. Эта стратегия известна как научение избегания. Например, если учебный
процесс позволяет ребенку избежать домашнего задания, негативное подкрепление используется для
усиления интереса к обучению. Поведение избегания также имеет место, когда наркоманы
разрабатывают искусные планы, с тем чтобы сохранить свои привычки, но не довести дело до
аверсивных последствий — тюремного заключения.
Таблица 7-1. Позитивное и негативное подкрепление и наказание
Позитивное
Негативное
Подкрепление
Предъявление положительного стимула
Удаление аверсивного стимула
Наказание
Предъявление аверсивного стимула
Удаление положительного стимула
Как подкрепление, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что
следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Обратите
внимание на то, что подкрепление усиливает реакцию; наказание — ослабляет ее.
Hosted by uCoz