Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 402 
Next page End  

Скиннер (Skinner, 1971, 1983) боролся с использованием всех форм контроля поведения,
основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство
контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания
нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные
эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности — это только
некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Угроза,
внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более
спорным, чем те, за которые их первоначально наказали. Рассмотрим, например, родителя, который
наказывает ребенка за посредственную учебу. Позже, в отсутствии родителя, ребенок может вести себя
еще хуже — прогуливать уроки, шататься по улицам, портить школьное имущество. Вне зависимости
от исхода ясно, что наказание не принесло успеха в выработке желаемого поведения у ребенка. Так как
наказание может временно подавлять нежелательное или неадекватное поведение, основным
возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь
появится там, где отсутствует тот, кто может наказать. Ребенок, которого несколько раз наказали за
сексуальную игру, совсем необязательно откажется от ее продолжения; человек, которого посадили в
тюрьму за жестокое нападение, не обязательно будет меньше склонен к жестокости. Поведение, за
которое наказали, может опять появиться после того, как исчезнет вероятность
быть наказанным
(Skinner, 1971, p. 62). Этому легко можно найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепают за то,
что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за
превышение скорости, может заплатить полицейскому и продолжать свободно превышать скорость,
когда поблизости нет патруля с радаром.
Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер (Skinner, 1978) рекомендовал позитивное
подкрепление,
как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он
доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных
явлений, связанных с аверсивными стимулами, они более пригодны для формирования поведения
человека. Например, осужденные преступники содержатся в невыносимых условиях во многих
карательных учреждения (свидетельство тому — многочисленные тюремные бунты в Соединенных
Штатах за последние несколько лет). Очевидно, что большинство попыток реабилитировать
преступников провалились, это подтверждает высокий уровень рецидивов или повторных нарушений
закона. Применив подход Скиннера, можно было бы так урегулировать условия окружения в тюрьме,
чтобы поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан, позитивно подкреплялось
(например, научение навыкам социальной адаптации, ценностям, отношениям). Подобная реформа
потребует привлечения экспертов по поведению, имеющих знания о принципах научения, личности и
психопатологии. С точки
зрения Скиннера, такую реформу можно было бы успешно выполнить,
используя уже имеющиеся ресурсы и психологов, обученных методам бихевиоральной психологии.
Скиннер показал возможности позитивного подкрепления, и это повлияло на стратегии
поведения, используемые в воспитании детей, в образовании, бизнесе и промышленности. Во всех этих
областях появилась тенденция к все большему поощрению желательного поведения, а не наказанию
нежелательного.
Генерализация и различение стимулов
Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в
одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями,
напоминающими ее. Если бы это было не так, то наш поведенческий набор был бы так сильно
ограничен и хаотичен, что мы бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как
реагировать должным образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера тенденция
подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется
генерализацией стимула.
Этот феномен легко наблюдать в повседневной жизни. Например, ребенок,
которого похвалили за утонченные хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в
соответствующих ситуациях и вне дома, такого ребенка не нужно учить, как прилично вести себя в
новой ситуации. Обобщение стимула также может быть результатом неприятного жизненного опыта.
Молодая женщина, изнасилованная незнакомцем, может генерализировать свой стыд и враждебность по
отношению ко всем лицам противоположного пола, так как они напоминают ей о физической и
эмоциональной травме, нанесенной незнакомцем. Подобно этому, единственного случая испуга или
аверсивного опыта, причиной которого явился человек, принадлежащий к определенной этнической
Hosted by uCoz