Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 402 
Next page End  

группе (белый, черный, латиноамериканец, азиат), может быть достаточно для индивида, чтобы создать
стереотип и таким образом избежать будущих социальных контактов со всеми представителями данной
группы.
Хотя способность обобщать реакции — важный аспект многих наших повседневных социальных
интеракций, все же очевидно, что при адаптивном поведении нужно обладать способностью делать
различия в разных ситуациях. Различение стимула,
составная часть обобщения, — это процесс
научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Примеров множество.
Автомобилист остается в живых в час пик благодаря тому, что различает красный и зеленый цвета
светофора. Ребенок учится различать домашнюю собачку и злобного пса. Подросток учится различать
поведение, находящее одобрение у сверстников, и поведение, раздражающее и отчуждающее других.
Диабетик сразу обучается различать пищу, содержащую много и мало сахара. В самом деле,
практически все разумное поведение человека зависит от способности делать различение.
Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних
стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов. Различительные стимулы таким
образом дают нам возможность предвидеть вероятные результаты, связанные с изъявлением особой
оперантной реакции в различных
социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные вариации
различительной способности зависят от уникального прошлого опыта различных подкреплений.
Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия
генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше
поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.
Последовательное приближение: как заставить гору прийти к Магомету
Первые опыты Скиннера в области оперантного научения были сфокусированы на реакциях,
обычно изъявляемых со средней или высокой частотой (например, клевок голубя по ключу, нажатие
рычага крысой). Однако вскоре стало очевидным, что стандартная методика оперантного научения
плохо подходила для большого числа сложных оперантных реакций, которые могли спонтанно
встречаться с вероятностью, равной почти нулю. В сфере поведения человека, например, сомнительно,
что с помощью общей стратегии оперантного научения можно было бы успешно научить пациентов
психиатрического отделения приобретать соответствующие навыки межличностного общения. Для
того, чтобы облегчить эту задачу, Скиннер (Skinner, 1953) придумал методику, при которой психологи
могли эффективно и быстро уменьшить время, требуемое для обусловливания почти любого поведения
в том наборе, которым располагал человек. Эта методика, названная методом успешного приближения,
или формированием поведения,
состоит из подкрепления поведения, наиболее близкого к желаемому
оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом, и поэтому одна реакция подкрепляется,
а затем подменяется другой, более близкой к желаемому результату.
Скиннер установил, что процесс формирования поведения обусловливает развитие устной речи.
Для него язык — это результат подкрепления высказываний ребенка, представленных первоначально
вербальным общением с родителями, братьями и сестрами. Таким образом, начинаясь с довольно
простых форм лепета в младенчестве, детское вербальное поведение постепенно развивается, пока не
начинает напоминать язык взрослых. В «Вербальном поведении» Скиннер дает более подробное
объяснение тому, как «законы языка», подобно любому другому поведению, постигаются с помощью
тех же самых оперантных принципов (Skinner, 1957). И, как можно было ожидать, другие исследователи
поставили под сомнение утверждение Скиннера, что язык — это просто продукт вербальных
высказываний, выборочно подкрепленных в течение первых лет жизни. Ноэм Хомский (Chomsky, 1972),
один из наиболее строгих критиков Скиннера, утверждает, что большую скорость усвоения вербальных
навыков в раннем детстве никак нельзя объяснить в терминах оперантного научения. С точки зрения
Хомского, особенности, которыми обладает мозг при рождении, являются причиной того, что ребенок
приобретает язык. Другими словами, существует врожденная способность усваивать сложные правила
разговорного общения.
Мы закончили краткий обзор научающе-бихевиорального направления Скиннера. Как мы
увидели, Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные
состояния человека в качестве причинного фактора
поведения. Скорее он сосредотачивался на
взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Далее, он
придерживался мнения, что личность — это не что иное как определенные формы поведения, которые
приобретаются посредством оперантного научения. Добавляют что-то эти рассуждения к
Hosted by uCoz