производстве у служащих;
-
терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания,
умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания).
В этом разделе мы ограничимся описанием двух методов лечения, которые непосредственно
основываются на оперантных принципах: обучение навыкам общения и биологическая обратная связь.
Обучение навыкам общения
Многие люди с аномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых для совладания с
проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправильные навыки и ошибочные паттерны
поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. Бихевиоральные терапевты
делают, например, вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор,
как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы и т. д. Данное
социальное несоответствие может привести не только к социальной изоляции, но и к депрессии,
тревоге, тенденции получать внимание при помощи губительных или разрушительных действий и к
неудаче в попытке обучиться более совершенным навыкам общения (Craighead et al., 1981; Mattson,
Ollendick, 1988). Существование подобных проблем свидетельствует о том, что, вероятно, навыки
общения влияют на широкий спектр паттернов психологических реакций. Действительно, люди,
имеющие эти проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в качестве таковых,
подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий, а также чрезмерные финансовые и
социальные издержки могут быть для таких людей весьма значительными.
Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в
разнообразных ситуациях реального мира. Особые навыки, которым можно научить, весьма разнятся в
зависимости от вида проблем, переживаемых индивидом. Например, предположим, что женщина
отвечает на неразумные требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в
детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил
бы ее решительно не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента
колледжа, страдающего из-за недостатка значимой для него дружбы, научили бы навыкам общения,
необходимым для налаживания возможных дружеских и интимных отношений.
Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого
отдельного индивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с определенными проблемами. Не
существует «единого метода» обучения социальному общению. Две общие проблемные области,
привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при
ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе.
Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты (Hersen, Bellack, 1985; Kazdin, 1984)
полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце человек
неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по
отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с
просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т. д. Этот человек не знает, как
начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или
негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота
он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя. Между
этими двумя крайностями уверенный (наученный общению) человек. Он ясно и прямо выражает
позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает
свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно
справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник, представленный в табл. 7-2,
позволит вам понять, насколько уверенно вы ведете себя в различных ситуациях.
Таблица 7-2. Следующие десять пунктов помогут вам оценить степень вашей уверенности
в себе
Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит
к вам. Для некоторых пунктов утвердительный конец шкалы 0, для других 4.
0 нет или никогда
1 отчасти или иногда
2 среднее
|