3 обычно или много
4 практически всегда или всецело
1. Когда человек очень нечестен, вы обращаете его внимание на это?
1
2
3
4
0
2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает ваше место?
1
2
3
4
0
3. Вы часто избегаете людей или ситуаций из-за страха почувствовать себя в замешательстве?
1
2
3
4
0
4. Когда продавец старается угодить вам, то вам трудно сказать «нет», даже если товар не
совсем такой, как вам хотелось бы?
1
2
3
4
0
5. Если кто-то взял у вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую вещь) и не спешит 1 2 3 4 0
возвращать, вы напомните ему об этом?
6. Если кто-то бьет ногой по вашем стулу в кино или на лекции, вы попросите его не делать
этого?
1
2
3
4
0
7. Когда вы обнаруживаете, что купили плохой товар, вы возвращаете его?
1
2
3
4
0
8. Если вы не согласны с человеком, которого уважаете, вы можете высказывать свою точку
зрения?
1
2
3
4
0
9. Если вас беспокоит, что кто-то курит рядом с вами, вы можете сказать об этом?
1
2
3
4
0
10. Когда вы встречаете незнакомого человека, вы первым представляетесь и начинаете
разговор?
1
2
3
4
0
При методе самоконтроля клиент делает записи о каких-то разрозненных событиях по мере того,
как они происходят. Такая запись позволяет клиенту точно определить случаи социального избегания,
бестактности, тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля
ежедневное заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использовать
и как руководство для новых бихевиоральных целей, и как инструмент для оценки успехов клиента в
тренировке уверенности.
Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения путем репетиции
поведения и самоконтроля. В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам
при помощи структурных ролевых игр. Бекер и соавт. (Becker et al., 1987) рекомендуют составлять
каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями:
1. Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить.
2. Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил
характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации.
3. Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить
открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить действие).
4. Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом относительно различных аспектов
исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.
5. Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые
игры (Becker et al., 1987, p. 42-43).
В конечном итоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни.
Например, клиент, который боится и стесняется попросить повышения зарплаты, может закрепить
необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с терапевтом или другими членами
терапевтической группы. Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на
работу (а он собирается ее искать), терапевт может исполнить роль гипотетического интервьюера.
Позже каждый клиент получит «домашнее задание» для того, чтобы применить вновь приобретенные
навыки уверенности в себе в ситуациях реальной жизни. Выполненные задания затем рассматриваются
на лечебном сеансе: как правило, роль исполняется снова, и терапевт, таким образом, имеет
возможность проверить, понимает ли клиент, чего от него ждут.
Как показывает опыт, обучение навыкам общения способно помочь людям преодолеть
застенчивость и более успешно отстаивать свои права, когда это необходимо (Pilkonis, Zimbardo, 1979;
Twentyman, McFall, 1975). Такое обучение полезно для людей, которые не могут выразить или
проконтролировать гнев (Novaco, 1977). Очевидно, что обучение навыкам общения положительно
влияет на того, кто хочет более эффективно общаться с другими людьми, будь то сосед по комнате,
начальник, супруг или родитель. Обучение повышает самоуважение и дает человеку уверенность в
достижении социальных и материальных вознаграждений, ведущих к получению большего
удовлетворения от жизни.
Биологическая обратная связь
|