Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 402 
Next page End  

3 — обычно или много
4 — практически всегда или всецело
1. Когда человек очень нечестен, вы обращаете его внимание на это?
1
2
3
4
0
2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает ваше место?
1
2
3
4
0
3. Вы часто избегаете людей или ситуаций из-за страха почувствовать себя в замешательстве?
1
2
3
4
0
4. Когда продавец старается угодить вам, то вам трудно сказать «нет», даже если товар не
совсем такой, как вам хотелось бы?
1
2
3
4
0
5. Если кто-то взял у вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую вещь) и не спешит 1 2 3 4 0
возвращать, вы напомните ему об этом?
6. Если кто-то бьет ногой по вашем стулу в кино или на лекции, вы попросите его не делать
этого?
1
2
3
4
0
7. Когда вы обнаруживаете, что купили плохой товар, вы возвращаете его?
1
2
3
4
0
8. Если вы не согласны с человеком, которого уважаете, вы можете высказывать свою точку
зрения?
1
2
3
4
0
9. Если вас беспокоит, что кто-то курит рядом с вами, вы можете сказать об этом?
1
2
3
4
0
10. Когда вы встречаете незнакомого человека, вы первым представляетесь и начинаете
разговор?
1
2
3
4
0
При методе самоконтроля клиент делает записи о каких-то разрозненных событиях по мере того,
как они происходят. Такая запись позволяет клиенту точно определить случаи социального избегания,
бестактности, тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля —
ежедневное заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использовать
и как руководство для новых бихевиоральных целей, и как инструмент для оценки успехов клиента в
тренировке уверенности.
Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения путем репетиции
поведения и самоконтроля. В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам
при помощи структурных ролевых игр. Бекер и соавт. (Becker et al., 1987) рекомендуют составлять
каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями:
1. Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить.
2. Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил
характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации.
3. Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить
открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить действие).
4. Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом относительно различных аспектов
исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.
5. Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые
игры (Becker et al., 1987, p. 42-43).
В конечном итоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни.
Например, клиент, который боится и стесняется попросить повышения зарплаты, может закрепить
необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с терапевтом или другими членами
терапевтической группы. Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на
работу (а он собирается ее искать), терапевт может исполнить роль гипотетического интервьюера.
Позже каждый клиент получит «домашнее задание» для того, чтобы применить вновь приобретенные
навыки уверенности в себе в ситуациях реальной жизни. Выполненные задания затем рассматриваются
на лечебном сеансе: как правило, роль исполняется снова, и терапевт, таким образом, имеет
возможность проверить, понимает ли клиент, чего от него ждут.
Как показывает опыт, обучение навыкам общения способно помочь людям преодолеть
застенчивость и более успешно отстаивать свои права, когда это необходимо (Pilkonis, Zimbardo, 1979;
Twentyman, McFall, 1975). Такое обучение полезно для людей, которые не могут выразить или
проконтролировать гнев (Novaco, 1977). Очевидно, что обучение навыкам общения положительно
влияет на того, кто хочет более эффективно общаться с другими людьми, будь то сосед по комнате,
начальник, супруг или родитель. Обучение повышает самоуважение и дает человеку уверенность в
достижении социальных и материальных вознаграждений, ведущих к получению большего
удовлетворения от жизни.
Биологическая обратная связь
Hosted by uCoz