потенциальные последствия. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения
(Bandura, 1989с).
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения
можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
Бандура отмечает, что многое в поведении,
которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают
другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на
прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.
Саморегуляция и познание в поведении
Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую
она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное
окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных
действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции
саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они
имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды
установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек.
Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность
оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством
вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит
ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих
результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к
отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы,
не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем, таким образом,
предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.
Представим себе ребенка, который знает, что если он разобьет любимую игрушку младшей сестры, то
она будет плакать, заставляя тем самым маму волноваться, будет обвинять того, кто разбил игрушку,
создавая необходимость его наказать. Представив возможные последствия, ребенок предпочтет играть
своими игрушками, чтобы избежать родительского гнева и сохранить позитивное одобряющее
поведение матери. Короче говоря, способность ребенка предвидеть последствия различных действий
позволяет ему вести себя соответствующим образом.
Теперь давайте рассмотрим, какие виды научения через наблюдение, с точки зрения Бандуры,
являются центральными по отношению к этим аспектам поведения человека.
Научение через моделирование
Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально
опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим,
автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например,
столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехать на красный
свет в час пик. К счастью, вербальная передача информации и наблюдение соответствующих моделей
(например, других людей) обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных форм поведения
человека. Действительно, Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения,
приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за
поведением других людей и его последствиями (Bandura, 1986). Нам не нужно самим умирать от рака,
чтобы понять, какие эмоциональные изменения он вызывает, так как мы видели других, пораженных
этой болезнью, читали сообщения об их смерти и были свидетелями драматической борьбы с раком.
Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих
паттернов значит игнорировать уникальные способности человека.
Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до
смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее. Фактор наблюдения это ключ к проблеме.
Наблюдая, дети учатся неважно, доставляет это им удовольствие или нет делать повседневную
домашнюю работу или играть в определенные игры. Также через наблюдение они могут научиться быть
агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих случаях необходимо
учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется. Езда на велосипеде,
|