катание на роликовой доске, печатание на машинке и лечение зубов, например, позволяют очень мало,
если вообще позволяют, отойти от существующей практики. Однако в дополнение к передаче
специфических форм путем моделирования можно выстроить новое поведение. Если малышка
научилась делиться своим бобовым желе с куклой, ей будет нетрудно поделиться игрушками со
сверстниками, оказать внимание маленькому брату, помочь маме по хозяйству и, когда-нибудь позже,
приходя в церковь, жертвовать деньги менее счастливым людям, которых она никогда не видела. При
помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных
реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже
видели или слышали. Действительно, научение через наблюдение может привести к стилю поведения,
довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности.
<Моделирование сущность
научения через наблюдение. Маленькие дети часто подражают
взрослым, особенно своим родителям и другим, кого они любят и уважают.>
С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой
реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в
долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза
ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по
крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере. Таким образом, например, человек,
который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет иметь мысленный образ хорошей
подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то объединяет свою попытку с мысленным образом подачи
мяча специалистом.
Основные процессы научения через наблюдение
Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение главным
образом через его информативную функцию (Bandura, 1986). То есть во время показа образца
наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности,
которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Согласно этой
схеме, представленной в табл. 8-1, научение через наблюдение регулируется четырьмя
взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные
процессы.
Рассматриваемое таким образом, научение через наблюдение представляет собой активный
критический и конструктивный процесс. Четыре процесса, выделенные Бандурой (Bandura, 1986,
1989а), рассматриваются ниже.
Таблица 8-1. Компоненты научения через наблюдение
Процессы внимания
Процессы сохранения
Моторо-
репродуктивные
процессы
Мотивационные
процессы
Человек следит за
поведением модели и
точно воспринимает это
поведение
Человек помнит
(долговременное
сохранение) поведение
модели, наблюдаемое
ранее
Человек переводит
закодированные в
символах воспоминания
о поведении модели в
новую форму ответа
Если позитивное
подкрепление (внешнее,
косвенное или
самоподкрепление)
потенциально
присутствует, человек
совершает моделируемое
поведение
(Источник: адаптировано из Bandura, 1989a.)
Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через
наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет
их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее
индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную
информацию для использования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то,
что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в
результате наблюдения. Любой профессор может подтвердить, что присутствие студента в классе ни в
коей мере не гарантирует, что студент усваивает учебный материал. Весенняя лихорадка, жуткий холод,
духота в помещении, вечеринка накануне, мечты и несметное число других факторов могут быть
|