его виду и движениям. Затем экспериментатор смоделировала несколько угрожающих действий,
которые наблюдали испытуемые сначала на значительном расстоянии, а потом близко (например,
экспериментатор поместила паука в пластиковую чашку и толкала его пальцем, когда он бежал). Затем
она извлекла паука из чашки и показала, как обращаться с ним, когда он бежал по рукам, предплечью и
верхней части тела. Наконец, она показала, как еще можно контролировать свободно передвигающегося
паука, поместив его на полотенце, накинутое на стул, и взяв в ладонь.
Чтобы показать, как можно еще легко контролировать паука, экспериментатор выпустила его на
пол и позволила ползать в поисках убежища. Затем она поймала его, накрыв чашкой и просунув тонкую
карточку под нее тем самым продемонстрировав, насколько легко было поймать и перенести паука в
более гостеприимное для него место за пределами дома. Эти эпизоды лечения завершились переходом
испытуемых в вестибюль, где была паутина. Здесь экспериментатор смоделировала любопытство по
поводу места обитания паука.
Через определенные промежутки времени во время моделирования каждая из испытуемых
отмечала на шкале эффективности, состоящей из 18 пунктов, задания, которые она могла бы
выполнить, и степень своей эффективности. Эти пробы самоэффективности повторялись до тех пор,
пока каждая из испытуемых не достигла заранее выбранного уровня эффективности, к которому она
была отнесена (низкий или средний уровень). Испытуемых с низким уровнем эффективности лечили до
тех пор, пока они не смогли позволять пауку свободно ползать по стулу, поставленному рядом, и класть
голые руки в чашку, в которой был паук. Испытуемые со средней эффективностью лечились, пока не
достигли физического контакта с пауком, держа его в перчатке, надетой на руку, или без нее. После
того, как испытуемые достигли назначенного уровня эффективности, первоначально проведенные тесты
на поведение избегания и возникновение страха были повторены. В соответствии с оценкой,
проведенной после лечения, испытуемые в условиях низкой эффективности поднялись на средний
уровень путем дальнейшего моделирования, и вновь были сделаны замеры их поведения и страха.
Наконец, в завершении эксперимента все испытуемые сами моделировали поведение, пока не достигли
максимальной эффективности.
Как показано на рис. 8-4, испытуемые, отнесенные к группе с низкой эффективностью, достигли
низких результатов по тесту на поведение избегания после лечения, а те, кто имел среднюю
эффективность, достигли средних результатов после лечения. Далее все результаты поведения
испытуемых были оценены сначала на низком уровне эффективности, а затем когда они были на
среднем уровне (напомним, что группа с низким уровнем поднялась на средний уровень в конце
основной части эксперимента).
Рис. 8-4. Средние показатели результатов теста на поведение избегания у испытуемых с низким
и средним уровнями самоэффективности после лечения по методике индукции эффективности.
(Источник: адаптировано из Bandura, Reese, Adams, 1982, p. 14)
Как показано на рис. 8-5, существует прямая связь между результатами достижений, когда
испытуемые были на низком уровне эффективности и когда те же испытуемые были на среднем уровне.
В этом эксперименте (Bandura et al.,
1982) также было обнаружено почти полное соответствие между
суждениями испытуемых о собственной эффективности и уровнем их достижений. Если испытуемая
говорила, что она не может даже посмотреть на паука внутри пластиковой чашки, ей редко удавалось
преодолеть свой страх. Наконец, уровень возникновения страха (сопровождающий выполнение
угрожающих заданий), о котором сообщали испытуемые, соответствовал почти полностью уровню
самоэффективности. Если испытуемая была высокого мнения о своей эффективности в каждом
|