закончить ее. В конечном итоге, однако, целью является формирование новых улучшенных форм
поведения, которые сохраняются навсегда например, таких навыков, как прилежно учиться, не
курить, регулярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку
нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадаптивные
реакции.
Итак, мы видим, что теория Альберта Бандуры предлагает богатые возможности для научно
обоснованного самоконтроля возможности, которые только сейчас начали понимать. Теперь
переключим наше внимание на Джулиана Роттера и его социально-научающую теорию личности.
Джулиан Роттер: теория социального научения
В то время, конец 1940-х начало 1950-х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою
теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории
личности. По мнению Роттера, оба этих подхода содержали концепции, недостаточно определенные, и
поэтому он решил ввести ясную и точную терминологию. Он пытался развить концептуальную
структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить. Он
также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных
факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы
понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения
это
попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами
окружения. Говоря словами Роттера: «Это теория социального научения, потому что она подчеркивает
тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти
типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в
посредничестве с другими людьми» (Rotter, 1954, р. 84).
Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, Роттер,
кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и
предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы
должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности.
Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди
стремятся двигаться к ожидаемым целям (Rotter, 1982). По Роттеру, поведение человека определяется
ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция
концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории уникальное свойство системы
Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования человека, которая стоит на
позициях, совершенно отличных от радикального бихевиоризма Скиннера.
Биографический очерк
Джулиан Бернард Роттер (Julian Bernard Rotter) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1916 году. Он
был третьим сыном у родителей, еврейских иммигрантов. Помня обязательство отдать должное
«учителю, который больше всех повлиял на мой интеллект», Роттер выразил признательность
библиотеке на авеню Джей в Бруклине, где он провел много времени, будучи школьником и студентом
(Rotter, 1982). Он был жадным читателем. Однажды, исследуя стеллажи с книгами в поисках чего-
нибудь новенького, он наткнулся на книги Адлера и Фрейда. Таким образом зародился его интерес к
психологии, и Роттер впоследствии изучал ее в Бруклинском колледже, но только факультативно.
Основным предметом для него была химия, потому что «не было профессии в психологии, о которой я
знал» (Rotter, 1982, р. 343). В первые годы обучения в колледже Роттер узнал, что Альфред Адлер
преподает в Лонг-Айлендской медицинской школе. Вскоре он начал посещать лекции Адлера, и в конце
концов тот пригласил Роттера присутствовать на ежемесячных встречах Общества индивидуальной
психологии, которые Адлер проводил у себя дома.
<Джулиан Роттер (род. 1916).>
Продолжая обучение, Роттер в 1937 году поступил в Университет штата Айова, чтобы закончить
образование по психологии. Он получил степень магистра гуманитарных наук в Айове в 1938 году и
докторскую степень по клинической психологии в Университете штата Индиана в 1941 году. Во время
второй мировой войны Роттер работал психологом в армии США. В 1946 году он стал работать в
|