Государственном университете Огайо, где впоследствии сменил Джорджа Келли на посту директора
клинической психологической программы. Когда Роттер занимал должность в штате Огайо, он
опубликовал свою наиболее известную работу «Социальное научение и клиническая психология»
(1954).
В 1963 году Роттер занял должность профессора в Коннектикутском университете. Там он также
был директором программы по обучению клинической психологии и получил диплом клинического
психолога от Американской коллегии экспертов в профессиональной психологии. За время своей
работы Роттер написал много статей, глав, книг и руководств по тестам. В 1972 году в соавторстве с
Джун Чэнс (June Chance) и Джерри Фаресом (Jerry Phares) он опубликовал «Приложения социально-
научающей теории личности». В соавторстве с Дороти Хохрейх (Dorothy Hochreich) была написана
«Личность» (1975). Главу «Теория социального научения» можно найти в книге «Ожидания и действия:
модели ожидаемой ценности в психологии» (Feather, 1981), это превосходный обзор его теоретической
позиции. Последнее изложение его идей появилось в книге «Развитие и приложения теории
социального научения» (1982). Несмотря на то, что Роттер ушел на пенсию в 1987 году, он продолжает
писать и выполнять функции научного руководителя студенческих дипломных работ. Он и его жена
постоянно живут в Сторсе, штат Коннектикут.
Теория социального научения: основные концепции и принципы
В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в
сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех
переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность
подкрепления и психологическую ситуацию.
Потенциал поведения
Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации,
лежит в понимании потенциала поведения.
Под этим термином понимается вероятность данного
поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним
подкреплением или подкреплениями» (Rotter et al., 1972, p. 12). Представим, например, что кто-то
оскорбил вас на вечеринке. Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера, есть несколько ответных
реакций. Вы можете сказать, что это переходит все границы, и потребовать извинения. Вы можете не
обратить внимания на оскорбление и перевести разговор на другую тему. Вы можете ударить обидчика
по лицу или просто уйти. Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если вы решаете не
обращать внимания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой
другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции может быть сильным в одной
ситуации и слабым в другой. Пронзительные крики и вопли могут иметь высокий потенциал в
боксерском матче, но очень слабый на похоронах (по крайней мере в американской культуре).
Концепция поведения Роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в
ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом можно обнаружить и измерить. Сюда
входят пронзительные крики, надутый вид, плач, смех и драка. Планирование, анализирование,
обучение, логическое обоснование и промедление оцениваются так же. Короче говоря, поведение
состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения,
эмоциональных реакций и так далее» (Rotter, Hochreich, 1975, p. 96).
Ожидание
По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное
подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Например, прежде чем вы
решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимости, попытаетесь вычислить вероятность
того, что хорошо проведете время. Также, решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, скорее
всего, спросите себя, помогут ли вам эти занятия лучше сдать экзамен. С точки зрения Роттера,
величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на
предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Таким образом, если вы никогда не наслаждались
вечеринкой, ожидание, что вы получите от нее удовольствие, очень мало. Также, если занятия в
|