В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию,
включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов
психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию
человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или
ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание
поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.
Хотя Бандуру часто характеризуют как умеренного бихевиориста, его основные положения
предполагают взгляд на человека, отличный от того, которого придерживаются традиционные
бихевиористы, особенно Скиннер. Социально-когнитивная теория отражает:
-
строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и
познаваемости;
-
умеренную приверженность элементализму;
-
среднюю позицию по положениям свободадетерминизм, субъективностьобъективность и
проактивностьреактивность.
Положение гомеостаз гетеростаз не применимо к позиции Бандуры, так как его концепция
мотивации не позволяет прибегнуть к анализу такого типа.
Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточно фактов в
ее поддержку. В этой главе были представлены исследования, касающиеся кратко- и долговременных
воздействий насилия, показываемого по телевидению, на агрессивность зрителей. Также были
обсуждены исследования, касающиеся изменения самоэффективности при помощи терапевтического
вмешательства в качестве стратегии для снижения проблем поведения, связанных со страхом и
тревогой.
В разделе, посвященном прикладному применению социально-когнитивных концепций, был
рассмотрен феномен самоконтроля. Были описаны пять основных шагов, включенных в поведенческий
самоконтроль,
определение изменяемого поведения, сбор основных данных, разработка программы
самоконтроля, выполнение и оценка программы самоконтроля и завершение программы самоконтроля
наряду с примерами, показывающими, как самоконтроль может быть осуществлен в жизни человека.
Теория социального научения Джулиана Роттера подчеркивает значение мотивационных и
когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. В частности,
Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления
и психологическая ситуация. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу прогноза.
Формула показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией
ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого
подкрепления.
Роттер использует более общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с
которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от
свободы деятельности и ценности потребности. Концепции потребности, потенциала потребности,
ценности потребности, свободы деятельности (включая минимальную цель), с точки зрения Роттера,
позволяют более точно прогнозировать реальное поведение в жизни, чем это можно сделать с помощью
основной формулы.
Основным конструктом в социально-научающей теории Роттера является локус контроля, или
обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.
Измерение локуса контроля обсуждалось в терминах «Шкалы интернальностиэкстернальности»
Роттера, и были отмечены определенные поведенческие характеристики, связанные с индивидуальными
различиями по этой шкале.
Вопросы для обсуждения
1.
Теперь, когда вы познакомились с теорией Бандуры, полагаете ли вы, что он действительно
бихевиорист? Рассматривая этот вопрос, сопоставьте социально-когнитивную точку зрения Бандуры со
взглядами Скиннера на человека.
2.
Определите особый навык, которому вы научились посредством моделирования. Можете вы
сказать, какую важную роль в процессе научения через наблюдение играет каждый из четырех
компонентов внимание, сохранение, двигательное воспроизведение и мотивация? Дайте пример
каждого из них. Теперь повторите это упражнение, произнося вслух какие-то ваши личностные
|