характеристики; можно ли это также понять в терминах научения через наблюдение?
3.
Возьмите тот же навык, о котором вы говорили выше, и покажите, какую роль в его
приобретении играет косвенное подкрепление. То же самое проделайте с личностными
характеристиками, о которых вы говорили.
4.
Каковы основные источники самоэффективности в теории Бандуры? Объясняет ли Бандура
индивидуальные различия осознанной самоэффективности в терминах своей концепции научения через
наблюдение? Если да, то объясните каким образом.
5.
Назовите основные выводы исследований, посвященных насилию, демонстрируемому по
телевидению, о которых говорилось в этой главе. Считаете ли вы, что если человек будет годами
смотреть телевизор, то это каким-то образом повлияет на него? Что бы вы порекомендовали
предпринять родителям в связи с тем, что их дети наблюдают насилие по телевизору?
6.
Обсудите наглядные исследования, показывающие, что изменения осознанной
самоэффективности имеют существенное значение, если в процессе терапии клиенту нужно преодолеть
свой страх. Существуют ли исследования в поддержку утверждения Бандуры, что повышение
самоэффективности предполагает изменение стиля жизни?
7. Выберете специфический аспект вашего поведения, который вы бы хотели изменить, нечто,
что вы хотели бы делать (например, «Я бы хотел чаще заниматься гимнастикой») или, наоборот,
прекратить («Я переедаю и хотел бы не делать этого»). Основываясь на описанном способе применения
саморегулируемого изменения поведения, опишите, как вы могли бы использовать пять основных
шагов самоконтроля для того, чтобы вызвать желаемое изменение в вашем поведении. Дайте
конкретные примеры каждого шага.
8.
Опишите четыре главных концепции теории социального научения Роттера. Приведите
несколько примеров того, как можно объединить эти концепции для предсказания поведения близкого
знакомого.
9.
Основываясь на исследованиях, приведенных в этой главе, назовите некоторые ключевые
моменты, по которым «интерналы» и «экстерналы» отличаются друг от друга. Как исследователи
оценивают ориентацию локуса контроля человека?
10. Какие концепции теории Роттера напоминают концепции Бандуры? Как вы думаете, почему
оба теоретика обсуждаются вместе, как представители социально-когнитивной точки зрения на
личность?
Глоссарий
Вербальное кодирование (Verbal coding). Внутренний репрезентативный процесс, во время
которого человек молча повторяет последовательность моделируемой деятельности с тем, чтобы
выполнить ее позже.
Взаимный детерминизм (Reciprocal determinism). В теории Бандуры регулирование
поведения человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных, когнитивных и
относящихся к окружающей среде воздействий.
Внешнее подкрепление (External reinforcement). Подкрепляющий стимул окружения, который
следует сразу за определенным поведением (например, социальное одобрение, внимание, деньги).
Генерализованное ожидание (Generalized expectancy). Ожидание, выходящее за рамки
специфической ситуации, как показано конструктом локуса контроля Роттера.
Договор с самим собой (Self-contract). Письменное соглашение, уточняющее изменяемое
поведение и его последствия в программе самоконтроля.
Интернально-экстернальный контроль подкрепления (Internal-external control of
reinforcement). Термин, используемый Роттером для представления веры людей в то, что их поведение
детерминировано их собственными усилиями и навыками (интернальный контроль) или внешними
силами, такими как судьба, перемена, удача (экстернальный контроль).
Косвенное подкрепление (Vicarious reinforcement). Любое изменение в поведении человека
при наблюдении за моделью, причем одно и то же поведение может подкрепляться или наказываться.
Например, ребенок сдерживает плач, потому что видит, как мама бранит за это его сестру.
Локус контроля (Locus of control). Термин, используемый Роттером, относящийся к тому, верят
ли люди, что подкрепления зависят от их собственного поведения или контролируются силами извне.
Минимальная цель (Minimal goal). Разделительная линия между теми подкреплениями,
|