изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал
Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в изучение потенциала человека.
Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: «По
направлению к психологии бытия» (1968); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964);
«Эупсихея: дневник» (1965); «Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и личность»
(1987, 3rd edition) и «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, ранее
опубликованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его
жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу» (Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume), был
опубликован посмертно в 1972 году.
Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале
1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической
альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии психоанализу и
бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической
системой лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к
личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы.
Хотя
взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют
определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции
имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая
психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими
европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969),
Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи
также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди
них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического
осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и
пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и
болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне
мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является
продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно
раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас
ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он
делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно,
экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов мы все стоим перед задачей
наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем».
Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни
смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей
ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому
испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте,
ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора,
они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что
выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния,
отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для
экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и
искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как
экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она
апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый
человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди мыслящие
существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно,
гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно
делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр «Я есть мой выбор».
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из
|