экзистенциализма, это концепция становления.
Человек никогда не бывает статичен, он всегда
находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от
меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года
он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет
родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек
ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему
подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-
гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем
удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди,
отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все
возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой
взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его
жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать
каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои
способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла,
совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую
сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет
смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один
в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем
говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).
Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи
признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век
глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не
являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования
человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в
группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными чуждыми себе и
окружающим. Другим не хватает «мужества быть» уйти от старых шаблонов, настоять на своем и
искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то,
что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или
обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и
благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может
побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за
выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они
ответственны за одну человеческую жизнь свою собственную. Избегать свободы и ответственности
значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в
отчаянии безнадежности.
Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо,
это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в
сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и
гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в
изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются
вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его
переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966,
р. 45).
В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет
гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое
направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа
и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к
личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе
гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое,
уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи
сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а
именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес.
Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно
бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя
|