мягкость и нежность, часто мешают мужчинам, потому что существует культурная тенденция
рассматривать данные характеристики как «немужественные». Или вспомним о подавляющем влиянии
традиционной женской роли на психосоциальное развитие женщин (Eagly, 1987; Tavris, Wade, 1984).
Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших
условиях». Или, более точно, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть
свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой
истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо
признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для
самосовершенствования индивида.
Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, сильное негативное
влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности
рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все,
что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску
безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять
специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей
потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что
дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению
здорового представления о процессе роста. Короче, при здоровых условиях (когда удовлетворению
основных потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится
стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не
удалось развить свой истинный потенциал стать тем, чем они могли бы стать реагируют на
депривацию своих основных потребностей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации,
то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для
удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной
реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.
Дефицитарная мотивация и мотивация роста
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные
категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также
называемые дефицитарными,
или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые
потребности в мотивационной иерархии, особенно что касается наших физиологических требований и
требований безопасности. Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение
дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле Д-мотивы являются
стойкими детерминантами поведения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти
критериям (Maslow, 1968, 1987):
- их отсутствие вызывает болезнь (возьмем в качестве примера голод: человек, который не ест, в
конце концов заболевает);
- их присутствие предотвращает болезнь (человек, который разумно ест, не заболевает);
- их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа излечить голод, кроме пищи);
- при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет
удовлетворить их (голодающий человек выберет пищу, а не привязанность семьи или друзей);
- они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека (здоровые люди
находятся в условиях достаточно благополучных, чтобы их поведение не сдерживалось постоянными
поисками пищи).
Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий,
которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.
В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными,
или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал.
Объективные мотивы роста, или метапотребности (мета означает «сверх» или «после») должны
обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и
разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний
(то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения).
Студент, который выбирает курс органической химии просто потому, что хочет расширить свои
познания, в большей степени демонстрирует Б-мотивацию, чем мотивацию типа Д. Конечно, он не
|