Navigation bar
  Print document Start Previous page
 334 of 402 
Next page End  

Таким образом возникло движение третьей силы.
Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
Неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического
направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. Хотя
Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация
привлекла его интерес и завладела воображением. Он много раз описывал процесс самоактуализации,
большей частью потому, что самоактуализация — это такая концепция, которую трудно охватить
целиком. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои
способности, Маслоу надеялся помочь людям увидеть важность самоактуализации.
К сожалению, другим аспектам теории Маслоу было посвящено крайне мало эмпирических
исследований, во многом вследствие недостаточной строгости теоретических формулировок,
затрудняющей проверку ее валидности. Например, отсутствует точный критерий того, насколько
должны быть удовлетворены потребности определенного уровня, прежде, чем проявит себя следующая,
более высокая потребность. К тому же, Маслоу допускает так много исключений из своей
иерархической схемы мотивации человека (например, возможное проявление высшей потребности,
несмотря на депривацию низшей), что это становится недостатком в его теории. Также следует
отметить отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или
становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.
Несмотря на недостаточное количество исследований, поддерживающих теоретические
утверждения Маслоу, его гуманистические взгляды имели большое влияние на ученых в различных
дисциплинах (Lester et al., 1983). Он не только вдохновил теоретиков-персонологов и исследователей на
рассмотрение позитивных аспектов человеческой природы, но также заставил некоторых из них
пересмотреть свои ограниченные научные взгляды на понимание поведения человека. Маслоу
критиковал своих коллег-психологов за стремление постоянно подчеркивать «изысканность,
совершенство, технику и аппаратуру, [что] часто [ведет к] преуменьшению значимости, жизненности и
важности проблем и креативности вообще» (Maslow, 1987, р. 188). В результате он помог некоторым
исследователям научиться мыслить
о науке как сфере деятельности, в которой используются
подходящие методики для того, чтобы энергично заниматься важными вопросами, а не такой, в которой
сложные методики употребляются для изучения тривиальных проблем.
Самоактуализация: неформальное исследование здоровых людей
Маслоу и другие гуманистические психологи имели оптимистический взгляд на природу
человека. Они не только подчеркивали врожденный потенциал позитивного и конструктивного роста,
но также были глубоко уверены в реализации этого потенциала при благоприятных условиях
окружения. Они также полагали, что большинство людей находится в плену у различных обстоятельств,
которые иногда мешают им совершенствоваться. Следовательно, если люди хотят
самоактуализироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитарные
потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они способны стать.
Эмпирическая проверка этой концепции природы человека очень незначительна, и то малое количество
данных, что имеется на текущий момент, получено из собственных работ Маслоу, посвященных
проблеме самоактуализации.
В небольшом неформальном исследовании Маслоу обрисовал в общих чертах людей, которых он
считал самоактуализирующимися. В их число он включил своих личных друзей и знакомых,
выдающихся личностей настоящего и прошлого, а также студентов колледжа. Это были люди, которые
по всем общепринятым стандартам, казалось, достигли подлинной зрелости. Они не проявляли
тенденций к невротическим, психотическим или другим явным психическим расстройствам. В то же
время была налицо самоактуализация, широко определенная Маслоу как свидетельство того, что
человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен. Маслоу
подтвердил отсутствие методологической строгости в выборе субъектов следующим образом.
«Если мы хотим знать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднее значение
для «представительной выборки» в популяции; лучше собрать тех, кто завоевал Олимпийские золотые
медали, и посмотреть, как быстро могут бегать они. Если мы хотим знать возможности для духовного
Hosted by uCoz