Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее
влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное
восприятие «бытийным, или Б-познанием». С высоко объективным восприятием связано и то, что
самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем
большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или
ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими,
какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены
чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги эмоциональными состояниями, которые вообще столь
присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне.
Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая
радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без
ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность,
менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются.
Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой
потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не
боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся
людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания
произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их
внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта
нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не
огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут
приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой
причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных
образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или
отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой
остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что
это необходимо.
4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без
исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они
считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие
выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной
миссией. В этом
смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа
субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает
поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек,
кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг
другу как ключ и замок» (Maslow, 1971, p. 301-302).
Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они
живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной «миссии»
или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное,
незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди
очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся
устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой
дружбы.
К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В
сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными,
высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих
людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные
потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого
слова. В результате появляется потребность общения другого уровня общения с собой. Как сказал
один из испытуемых Маслоу: «Когда я один я с моим лучшим другом». Такое замечание можно
интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что
самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя
одинокими.
|