академическую среду принес Роджерсу широкое признание в области зарождающейся клинической
психологии. Он привлек много талантливых аспирантов и начал публиковать многочисленные статьи,
подробно излагая свои взгляды на психотерапию и ее эмпирическое исследование. Эти идеи были
выдвинуты в его книге «Консультирование и психотерапия», опубликованной в 1942 году.
В 1945 году Роджерс перешел в Чикагский университет, где занял должность профессора
психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему
возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный
персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-
1957 годы, проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу «Центрированная
на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория» (1951) книгу, разрабатывающую
теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Он
также провел несколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период личных
неудач. Консультируя очень тяжелую пациентку, Роджерс был поглощен ее патологией. Будучи почти
на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся
для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: «Я часто
был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов,
которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне
помощь, в которой я нуждался» (Rogers, 1967, р. 367).
В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях
психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную программу исследований, используя
психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. К
сожалению, эта исследовательская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не
столь успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены коллектива были против терапевтического
подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что у больных шизофренией,
которых лечили по этой программе, были лишь самые незначительные улучшения по сравнению с
пациентами, которых лечили привычным образом.
В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института
бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния благотворительной организации,
занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям.
Четыре года спустя он оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также
расположенном в Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного
приступа во время операции на сломанном бедре (1987 год). В последние годы Роджерс ездил по всему
миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы
психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии
могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования.
«Проблема предотвращения ядерной бойни самая главная для моего ума, сердца и работы» (Rogers,
1984, р. 15).
Роджерс получил много наград за свой вклад в психологию и был активным членом
многочисленных научных обществ. Его избирали президентом Американской психологической
ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской
психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Он также получил награду Американской
психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении
к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад в
психологию, сказав: «Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду
и поднял рябь. Идея была в том, что индивид имеет широкие внутренние возможности для изменения
своей жизни, и эти возможности можно мобилизовать при соответствующих условиях» (Rogers, 1973, р.
4). Если о теории судить только по тому, как она повлияла на профессиональную психологию, то работу
Карла Роджерса следует оценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на
практику консультирования и терапии, чем Роджерс.
Роджерс является автором нескольких интересных книг по консультированию и личности,
включая: «Психотерапия и изменение личности» совместно с Р. Даймондом (R. Dymond) (1954);
«Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961); «От
человека к человеку: проблема
человеческого бытия» совместно с Б. Стивенсом (В. Stevens) (1967); «Свобода учиться: чем может стать
образование» (1969); «Карл Роджерс о группах встреч» (1970); «Партнерство: брак и его альтернативы»
(1972); «Карл Роджерс о человеческих возможностях» (1977); «Способ бытия» (1980) и «Свобода
учиться: 80-е годы» (1983). Его автобиография появилась в «Истории психологии в автобиографиях»
|