следует изучать в контексте «настоящее будущее».
И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к
целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холистическую точку зрения на личность
представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя
свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса холистическому направлению
видна практически в каждом аспекте его теоретической системы.
Я-концепция: «все-таки кто я?»
Из предыдущего обсуждения должно быть ясно, что Я-концепция является определяющей в
подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является столь неотъемлемой частью роджерсовской
теории, что некоторые психологи определяют ее как «теорию Я» (Patterson, 1973). Но, удивительно,
Роджерс начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного «Я» в
переживаниях человека. Скорее он начал с представления самости как «неясного, двусмысленного,
научно бессмысленного термина», который больше не в моде у уважающих себя психологов (Rogers,
1959, р. 200). Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах
самости, и постепенно он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека и что
целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость,
или Я-концепция (Роджерс
использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как:
«Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий
свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с
различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт,
который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый» (Rogers, 1959, р. 200).
Таким образом, «Я» это дифференцированная часть феноменального поля, или поля
восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного
восприятия и ценностей «Я», Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой
представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.
Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и
привлекательный». С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то,
как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы
формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-
концепция может включать некий набор образов «Я» родителя, супруга, студента, служащего,
руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что «Я» человека может состоять из
наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах
(Markus, Nurius, 1986).
Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими,
как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я-
идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока
не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Роджерсовское понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств и функций.
Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов
восприятия, установленных в научной психологии (см. Epstein, 1973). Это означает, что структура «Я»
действует в терминах таких процессов восприятия, как фигурафон, завершение и сходство. Во-
вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, и считал, что она представляет
собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». Так,
например, хотя «Я» постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества
целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда
сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Далее
Роджерс предположил, что Я-концепция это не гомункул или «маленький человечек в голове»,
который контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует
главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как
«Я», принимается и признается сознанием. Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую
включены бессознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не
поддается научному исследованию.
|