Navigation bar
  Print document Start Previous page
 357 of 402 
Next page End  

Развитие Я-концепции
В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создавал специальную
схему критических стадий, через которые проходят люди в процессе формирования Я-концепции. Он
сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и
раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.
Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения
тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не
осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что —
«не мое». Следовательно для новорожденного самость является фикцией (не существует); присутствует
только целостное, всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле. Тем не менее,
вследствие общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации,
ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации
феноменального поля в такое, которое признается и ощущается как отдельный объект, объясняет
возникновение Я-концепции человека в теории Роджерса.
Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно
организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое
переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции
актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются
негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и
любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором
смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая
способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои
переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или
нет и так далее. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные
переживания, будь то сенсорные, висцеральные или эмоциональные стимулы.
Структура «Я» впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со
значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). Иначе говоря, по
мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и
перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется.
Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса
социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции.
Потребность в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его
любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса,
универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающа и устойчива.
Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает
себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им
недовольны.
Роджерс указывал, что позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным, но, хотя
он предпочитал первое объяснение (то есть полагал, что это вторичный, приобретенный мотив), он не
считал происхождение этого мотива существенным для своей теории. Интересным аспектом
позитивного внимания является его двойная природа — если человек считает, что он удовлетворяет
потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей
собственной потребности.
С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим
оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если
родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как «хороший мальчик», а то его не будут любить, он
будет оценивать переживания с позиции родительского образа «хорошего поведения», а не в терминах
своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если
скажешь «гадкое» слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля,
ребенок сразу определяет подобное поведение как «плохое» и отказывается от него. Таким образом,
поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или
интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для
него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и опыта наиболее серьезным
препятствием в развитии психологической зрелости.
Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя.
Потребность в позитивном внимании к себе — это приобретенная потребность, которая появляется при
Hosted by uCoz