сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному
вниманию. Иначе говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и
неудовлетворением при неодобрении себя. Как будто Я-структура стала для самой себя «значимым
социальным другим». Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет
стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.
Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет
удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.
Условия ценности. Учитывая тот факт, что у детей есть непреодолимая потребность в
позитивном внимании, неудивительно, что они очень впечатлительны и подвержены влиянию
значимых для них людей. Говоря точнее, для процесса социализации типично, что дети учатся тому, что
какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Чаще всего родители позитивно относятся к желаемому
поведению ребенка. То есть если дети ведут себя желаемым образом, у них появляется опыт
позитивного внимания, в противном случае он отсутствует. Таким образом создается то, что Роджерс
назвал обусловленное позитивное внимание,
или условия ценности,
которые уточняют обстоятельства,
при которых дети будут переживать позитивное внимание. Условия могут быть очень разнообразными
в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя
только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное
внимание означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за
поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами
приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить
и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения
родителей, то их не будут ценить и любить.
Пример обусловленного позитивного внимания: отец говорит сыну, что если он закончит
полугодие на одни пятерки, то не только получит больше денег на карманные расходы, но также будет
освобожден от обязанности мыть автомобиль и подстригать траву. Обусловленное позитивное
внимание также прослеживается во многих других видах человеческих взаимоотношений, когда кого-
либо лишают одобрения и поддержки или дают их. Учителя средней школы часто награждают ученика,
который был наиболее внимательным или работоспособным в классе, золотой звездой (прикрепляя ее к
классной доске объявлений, чтобы все видели). Президент колледжа продвигает или не продвигает по
службе сотрудников факультета, основываясь на качестве их преподавательской или научной
деятельности. В каждом примере то, как человек оценивает свою ценность (самоуважение), зависит от
выполнения требований, предъявляемых ему другими. Такое обусловленное позитивное внимание со
стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в
других нет.
Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его
становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается
соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В
таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет
ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают
одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот
процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим
опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.
По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть
доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать
реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же
угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать
полно и открыто с окружением. Например, ребенку, который на организмическом уровне боится
нырнуть с вышки, сверстники могут сказать: «Не будь девчонкой. Иди и прыгни». Тогда ребенок
может скрыть страх, чтобы получить похвалу от сверстников.
Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть
свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание
независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и
уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное
внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он
выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее
ребенок. Неважно, насколько предосудительными или невыносимыми могут быть поведение и чувства
|