предписанным категориям. Другой испытуемый, хотя и чувствует, что большинство утверждений
хорошо описывают его и не принадлежат средней категории, также вынужден следовать инструкциям.
Исследователи, пользующиеся этим методом, обычно предлагают испытуемым провести Q-
сортировку утверждений дважды: один раз для самоописания и второй раз для идеального
самоописания. Сначала испытуемого просят рассортировать карточки так, чтобы получилось описание
его таким, каким он видит себя в настоящее время. Это так называемая Я-сортировка.
Второй раз
испытуемого просят использовать те же карточки для описания человека, каким он больше всего хотел
бы быть. Эта вторая сортировка называется идеал-сортировка.
Данные Q-сортировки можно анализировать несколькими способами. Однако наиболее часто
вычисляют коэффициент корреляции идеал-сортировки и Я-сортировки, определяя таким образом,
насколько точно Я-образ испытуемого, или его осознанное «Я», соответствует его идеальному образу.
По этой методике каждому утверждению Q-сортировки приписывают два номера, причем первый
представляет номер категории для Я-сортировки, а второй номер категории для идеал-сортировки.
Потом для этих двух номеров рассчитывают корреляцию. Следовательно, коэффициент корреляции
становится индексом степени соответствия или несоответствия между осознанным «Я» и Я-идеальным.
Позитивная корреляция демонстрирует соответствие, а негативная корреляция несоответствие между
осознанным «Я» и Я-идеальным. Коэффициенты корреляции, незначительно отличающиеся от нуля,
показывают отсутствие связи (сходства) между тем, как человек видит себя, и тем, каким он хотел бы
быть.
Стратегия исследования, примененная Роджерсом и его сотрудниками для
исследования
психотерапевтических личностных изменений (то есть изменений в Я-образе клиента), очень проста.
Клиенты неоднократно выполняют Я-сортировку и идеал-сортировку во время терапия, в конце терапии
и, в некоторых случаях, во время посттерапевтических интервалов. Каждый раз подсчитывается
коэффициент корреляции между двумя сортировками. Сравнивая корреляции между двумя
сортировками, можно выделить закономерности постепенного изменения отношений между
осознанным «Я» и Я-идеальным клиента в ходе терапии. Методология исследования также требует
использования контрольной группы для демонстрации того, что обнаруженные изменения произошли
благодаря терапии, а не просто с течением времени, вследствие знакомства с Q-сортировкой или из-за
других посторонних влияний. Контрольную группу сопоставляют с испытуемыми-клиентами по таким
демографическим переменным, как возраст, пол, образование и социоэкономический статус. Они
выполняют Q-сортировки в те же промежутки времени, что и группа клиентов. Единственная разница
между двумя группами та, что группа клиентов проходит курс лечения (клиент-центрированная
терапия), а контрольная группа нет. Этот метод позволил Роджерсу валидизировать многие его
теоретические представления, касающиеся личностного роста и изменений и терапевтических условий,
которые вызывают их (Carkhuff, 1969).
Самовосприятие и психологическая адаптация
Как объяснялось ранее, Роджерс полагал, что психологическая дезадаптация происходит в
результате несоответствия между Я-структурой и опытом. Другими словами, человек с психическим
расстройством воспринимает себя и свои отношения с людьми и явлениями в своем окружении так,
чтобы это соответствовало его Я-структуре. Поэтому он склонен к отрицанию или искажению любого
переживания, которое противоречит его нынешнему Я-образу, так как его осознание вызовет тревогу,
ощущение угрозы и расстройство. А психически здоровый человек стремится к реалистичному
восприятию себя и своих отношений с другими людьми, то есть он старается видеть их такими, какими
они представляются непредубежденному наблюдателю. Более того, здоровый человек открыт для
переживания (то есть не защищается), принимает ответственность за собственное поведение и
оценивает переживание с помощью своих чувств.
Случай с миссис Оук может продемонстрировать, как некоторые из этих теоретических
утверждений были эмпирически проверены. До начала терапии миссис Оук (имя вымышлено),
женщина под 40, была домохозяйкой, и у нее были трудности во взаимоотношениях с мужем и
дочерью-подростком. Роджерс проводил многочисленные сеансы терапии с этой клиенткой в течение
пяти месяцев (Rogers, 1954). После этого был семимесячный перерыв в терапии, а затем сеансы были
возобновлены и продолжались еще в течение двух месяцев. Несколько раз до, во время и после
терапии миссис Оук выполняла Q-сортировку своего реального и идеального «Я».
Данные Q-сортировки показали, что в процессе терапии произошли значительные изменения в
|