Я-концепции миссис Оук. А именно, описания ее Я-идеального в начале и в конце терапии показали
более высокую корреляцию (r = +0,72), чем описания реального «Я» в эти же два момента времени (r =
+0,30). По Роджерсу, это означает, что реальное «Я» пациентки подверглось большему изменению
вследствие терапии, чем ее Я-идеальное. Более того, корреляция между описаниями ее реального и
идеального «Я» были значительно выше в конце терапии (r = +0,79), чем в начале (r = +0,21). Это
указывало на то, что ее реальное «Я» более соответствовало Я-идеальному в конце терапии, чем в
начале. И наконец, как ожидалось, соответствие между осознанным «Я» и Я-идеальным усилилось в
процессе терапии, причем индексы корреляции с течением времени возрастали: r = +0,21, +0,47, +0,69,
+0,71 и +0,79. Для Роджерса это означало, что миссис Оук стала больше походить на человека, которого
она описывала как свой идеал.
Отмеченные изменения в размещении конкретных карточек Q-сортировки также показали, что в
результате терапии миссис Оук переструктурировала свою Я-концепцию. До терапии она не
чувствовала себя в безопасности, была дезорганизована, центрирована на себе и считала себя
ответственной за свои проблемы. Двенадцать месяцев спустя, после терапии, она стала ощущать себя
гораздо более уверенной в себе, эмоционально зрелой и спокойной. Выполненные самим Роджерсом Q-
сортировки для миссис Оук также подтвердили эти изменения в ее восприятии себя. Далее следует
сказать, что к тому времени, когда закончилась терапия, миссис Оук развелась с мужем, наладила
отношения с дочерью и нашла работу.
Многие другие исследования так или иначе подтверждают предположение Роджерса, что
несоответствие между осознанным «Я» и Я-идеальным свидетельствует о плохой психологической
адаптации. Вообще, чем больше несогласованность или несоответствие между ними, тем выше степень
тревоги, нестабильности, социальной незрелости и эмоциональных расстройств (Achenbach, Zigler,
1963; Higgins, 1987; Turner, Vanderlippe, 1958). Более того,
люди с сильным несоответствием между
реальным и идеальным «Я» имеют более низкую степень самоактуализации, чем те, у кого это
несоответствие невелико или вообще отсутствует (Mahoney, Hartnett, 1973).
Самопринятие и принятие других
Другая группа исследований, в основе которых лежат теоретические разработки Роджерса,
касается предположения, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность,
что он принимает других. Такая связь между самопринятием и принятием других основана на
наблюдении, сделанном Роджерсом, что в начале терапии клиенты обычно имеют негативную Я-
концепцию они не способны принимать себя. Однако как только такие клиенты начинают больше
принимать себя, они в большей степени начинают принимать и других. Иначе говоря, Роджерс
предположил, что если самопринятие имеет место (то есть если несоответствие реального и идеального
«Я» мало), то появляется чувство принятия, уважения и ценности других. Другие теоретики также
предполагали, что отношение к себе отражается на отношении к другим. Эрих Фромм, например,
утверждал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку (Fromm, 1956). Далее он отмечал,
что нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим.
Различные исследования, где в качестве испытуемых участвовали студенты колледжа или лица,
получающие терапию, подтверждали связь между самопринятием и принятием других (Berger, 1955;
Suinn, 1961). Что касается непосредственно самой теории Роджерса, данные показывают, что
самопринятие и принятие других характеризует отношения родительребенок. Куперсмит
(Coopersmith, 1967), например, провел ретроспективное исследование развития самооценки у мальчиков
10-12 лет. Он обнаружил, что родители мальчиков с высокой самооценкой были более любящими и
ласковыми и воспитывали своих сыновей, не прибегая к принудительным дисциплинарным мерам типа
лишения удовольствий и изоляции. Далее, родители были демократичны в том смысле, что они
считались с мнением ребенка при принятии семейных решений. И наоборот, оказалось, что родители
мальчиков с низкой самооценкой были более отчужденными, менее радушными и, весьма вероятно,
применяли физическое наказание за плохое поведение сыновей. Аналогичные данные были получены и
применительно к девочкам и их родителям (Hales, 1967). В другом исследовании проверялась гипотеза
о том, что существует значимая положительная корреляция между самопринятием и принятием ребенка
в группе молодых матерей (Medinnus, Curtis, 1963).
Испытуемыми были 56 матерей детей, посещающих кооперативный детский сад. Были получены
две величины измерения материнского самопринятия. Первую получили с применением опросника
«Индекс адаптации и ценностей Биллса» (Bills Index of Adjustment and Values), измеряющего величину
|