Адлера, эпигенетический принцип Эриксона, проприум Олпорта, основной постулат Келли), которым
трудно дать рабочие определения. Поэтому эмпирические исследования обычно трудны, если вообще
возможны. В защиту этих теоретиков можно сказать, что они действительно разработали оригинальные
теории, чтобы объяснить как стабильные, так и динамические характеристики поведения человека. Тем
не менее, их основные концепции таковы, что мы не можем эмпирически оценить все их достоинства.
Эвристическая ценность
Критерий эвристической ценности имеет отношение к тому, в какой степени теория
непосредственно стимулировала исследования. Мы используем этот критерий не в глобальном смысле,
как ответ на вопрос, насколько теория завладела вниманием общественности; скорее он ограничивается
тем, проводились ли фактически исследования, поводом для которых были гипотезы, вытекающие из
теории. Иначе говоря, эвристическая ценность теории это ее способность стимулировать
исследовательскую деятельность в пределах широкой области изучения личности. И наоборот,
критерий верифицируемости отражает то, в какой мере гипотезы можно извлечь из теории и насколько
они, после эмпирической проверки, поддерживают главные положения теории.
Теории Фрейда, Скиннера, Бандуры и Роджерса довольно хорошо удовлетворяют критерию
эвристической ценности. Хотя исследования, касающиеся психодинамической теории Фрейда, не могут
безоговорочно доказать его концепции (так как верифицируемость теории низка), он вдохновил многих
ученых, показав им, в каком направлении можно проводить исследования, чтобы улучшить наши
знания о поведении. Буквально тысячи исследований были подсказаны теоретическими утверждениями
Фрейда. Скиннеровская концепция оперантного научения, как указывалось ранее, четко определена и
поддается исследованию. Скиннер оказал огромное влияние на исследовательскую деятельность
ученых во многих дисциплинах. Теория Бандуры также повлияла на работу психологов в
разнообразных областях (например, полоролевое развитие, помогающее поведение,
самоэффективность), причем группы испытуемых состояли из людей самого разного возраста.
Возможно, мы увидим рост ее эвристической ценности для профессионалов в других дисциплинах в
будущем. Теория Роджерса также послужила основой для активной исследовательской деятельности,
особенно в области психотерапии, причем сам Роджерс провел первую практическую работу в этой
сфере. Его теория также вызвала к жизни многочисленные исследования связи между
самонесоответствиями и негативными эмоциональными переживаниями.
О теориях Адлера, Эриксона и Маслоу можно сказать, что они получают среднюю оценку по
этому критерию. Теория Адлера недавно оказалась в фокусе внимания в связи с возросшим интересом к
проверке идеи о влиянии порядка рождения на формирование личности, а также попыткой создать
надежную и валидную единицу измерения социального интереса. Адлер также прямо или косвенно
повлиял на таких выдающихся персонологов, как Роджерс, Маслоу и Роттер. Тем не менее, многое в его
теории остается непроверенным, и в настоящее время ее эмпирическая поддержка не очень
основательна. В свою очередь, рассуждения Эриксона, связанные со стадиями развития эго, особенно
концепции идентичности и интимности, стимулировали некоторые эмпирические исследования.
Использование Эриксоном психоанамнеза для изучения жизни политических, религиозных и
литературных деятелей также повлияло на других исследователей, как в сфере психологии, так и вне ее.
Однако многие его концепции очень абстрактны, поэтому их трудно превратить в рабочие гипотезы,
которые можно проверить. И наконец, теория Маслоу послужила стимулом для исследования
самоуважения, вершинного переживания и самоактуализации. Теория Маслоу оказала влияние не
только на исследователей в области персонологии, но также и в сфере образования, менеджмента и
здравоохранения. Хотя мы восхищаемся эвристической ценностью работ Маслоу, но факт остается
фактом: многие его концепции определены нечетко и поэтому трудны для проверки.
Теории Олпорта и Келли плохо отвечают критерию эвристической ценности. Нельзя сказать, что
эти теории не стимулировали воображение людей, конечно, они делали это. Например, трудно читать
Олпорта, не думая о том, как мы описываем других (черты личности), или Келли, не думая о нашем
собственном мышлении (конструкты). Более того, акцент Олпорта на идеографический подход в
изучении личности и разработка Келли Реп-теста для оценки личностных конструктов повлияли на
работу других ученых в области персонологии. Тем не менее, ни одно из этих направлений не дало
повода к современным эмпирическим исследованиям в сфере личности. Несмотря на другие
несомненные достоинства, теории Олпорта и Келли имеют относительно низкую эвристическую
ценность в наши дни.
|