посредством столкновения с окружением. Роджерс, правда, уделял некоторое внимание когнитивным
аспектам опыта человека, но делал больший акцент на чувствах или эмоциях, чем на интеллекте. Хотя
Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Олпорт, Кеттел, Айзенк и Маслоу признавали важную роль
интрапсихических процессов, никто из них прямо не обращался к основному вопросу бытия человека:
как люди ассимилируют информацию из внешнего окружения, перерабатывают и сохраняют эту
информацию в памяти и потом извлекают ее для того, чтобы использовать адаптивным образом? По
мере того, как развивалась психология, становилось ясно, что когнитивные процессы (например,
восприятие, память, внимание и решение проблем) являются центральными в понимании
функционирования человека. Поэтому в последние годы в персонологии появились обширные и
значительные разработки в области когнитивной теории и эксперимента (Canton, Kihlstrom, 1985;
Markus, 1983; Mischel, 1976). Можно сказать, что изучение когнитивных процессов (того, как люди
перерабатывают информацию, доступную им, и создают психическую репрезентацию своей
реальности) фактически является сегодня доминирующей дисциплиной не только для персонологии, но
и для психологии в целом. И по всем признакам исследования когнитивных процессов и объем
накопленных данных в этой области будут расти в следующие годы.
Джордж Келли сыграл ключевую роль в разработке когнитивного направления современной
персонологии. Он заслуживает особой благодарности за то, что побудил психологов изучать
рациональные и интеллектуальные аспекты человеческой психики. Отдавая должное Келли, следует
признать, что когнитивная теория социального научения Альберта Бандуры оказалась еще более
важным катализатором для возникновения и интенсивного современного развития когнитивного
подхода к пониманию личности. Воодушевленные его успешной демонстрацией того, что ключом к
научению через наблюдение является способность человека символически представлять наблюдаемое
поведение, персонологи теперь начинают исследовать огромные информационные хранилища человека,
их организацию и использование в ежедневной переработке информации. Неудивительно, что подходы
к личности, которые подчеркивают когнитивную деятельность человека, имеют значительное влияние
на клиническую психологию, где «когнитивная терапия» быстро выходит на первое место по
популярности (Beck, 1976; Beck et al., 1979).
В центре внимания современных персонологов должны быть различные методы, с помощью
которых люди перерабатывают социальную информацию, и взаимоотношения между этими процессами
и другими аспектами человеческой психики. Концепция схемы вызывает особый интерес у
исследователей личности. Схема это организованная структура знаний об отдельном объекте,
концепции или последовательности событий (Fiske, Tailor, 1991). Иначе говоря, схемы
гипотетические когнитивные структуры, которые мы используем, чтобы воспринимать,
организовывать, перерабатывать и использовать информацию о мире. Очень похожие на «личностные
конструкты» Келли, схемы полезны, так как они упрощают поток входящей информации и делают наше
сложное социальное окружение более контролируемым. К тому же схемы позволяют нам делать
прогнозы о людях и событиях, сосредоточивать наше внимание на подходящей информации, не
обращая внимания или не придавая значения остальному, и интерпретировать неоднозначную
информацию в уже существующие структуры (Fiske, Linville, 1980; Taylor, Crocker, 1981).
Когнитивные психологи утверждают, что каждый человек использует большой и сложный набор
схем для осмысления мира. Кроме того, последние достижения в изучении социально-когнитивного
процесса предполагают, что схемы дают общую структуру, посредством которой перерабатывается и
организуется информация, относящаяся к «Я». Я-схемы являются «когнитивными обобщениями о
самости, полученными из прошлого опыта, которые организуют и контролируют переработку
информации, относящуюся к Я» (Markus, 1977, р. 64). Я-схема состоит из свойств, определяющих
«Я», которые мы считаем наиболее репрезентативными по отношению к тому, чем мы являемся. Это
включает такую личностно значимую информацию о нас, как наше имя, физические признаки,
характерные аспекты наших взаимоотношений со значимыми людьми, осознанные черты личности,
мотивы, ценности и цели, которые, как мы считаем, составляют нашу общую Я-концепцию. Следует
помнить, что Я-схемы также могут подвергаться изменению по мере того, как мы заново определяем
для себя кто мы и какими бы могли стать в новой ситуации.
Совокупность имеющихся эмпирических данных показывает, что люди перерабатывают
информацию, которая релевантна для их Я-схем (Lewicki, 1984; Markus, 1983; Markus, Smith, 1981).
Например, в одном исследовании (Markus, 1977) изучали величину «независимостьзависимость» в Я-
схемах. На основе этой начальной фазы исследования (то есть самоотчетов по нескольким личностным
опросникам), женщины-испытуемые были классифицированы как имеющие сильную независимую
|