Например, теоретик, принимающий возможность свободного волеизъявления, будет, по определению,
уделять внимание и акцентировать те аспекты функционирования человека, которые свидетельствуют о
его способности действовать как свободное существо. В то же время он будет стремиться игнорировать
или преуменьшить значение тех аспектов поведения человека, которые проще объяснить с позиций
детерминизма.
Основные положения постоянно взаимодействуют с множеством других факторов в
формировании теоретической позиции персонолога. Кроме основных положений, на мышление
теоретика влияют такие обстоятельства, как исторический период, уровень развития психологии и
других дисциплин к этому времени, академическое образование и личный жизненный опыт.
Значение этих положений для персонологии не уменьшится в будущем, так как они относятся к
вопросу: что есть человечество? Следовательно, философские положения о природе человека будут
фундаментом для всех будущих подходов к личности. Но изменятся люди, сумма накопленных знаний в
психологии и связанных с нею дисциплинах, а также мир.
Теории личности можно обоснованно сравнить и сопоставить не только по основным
положениям, но и по другим критериям. В этой главе мы оценивали главные направления теорий
личности с точки зрения шести ключевых критериев, описанных в главе 1: верифицируемость,
эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата и функциональная
значимость.
Психология личности очень молодая область исследований, только в последние пять
десятилетий (за небольшим исключением) в этой области возникли четкие и жизнеспособные
направления. Тем не менее, персонология утвердила себя как плодотворная область исследований.
Сегодня персонология достигла своего расцвета, поскольку люди все больше осознают, что наиболее
жизненно важные проблемы касаются их самих и их отношений с другими людьми.
Хотя будущие теории, конечно, не будут точными копиями существующих сегодня, все же идеи
и открытия различных направлений, представленных в этой книге, не могут не иметь решающего
влияния на будущие концепции личности. Это происходит потому, что прошлые и настоящие
персонологи стремились к разрешению действительно острых проблем, и потому что каждый из них
сделал какой-то ценный вклад в понимание тайн человеческой природы. Следовательно, творческие
исследователи будущего будут опираться на богатое интеллектуальное наследие своих
предшественников. Авторы утверждают, что эклектическая ориентация, объединение идей,
предлагаемых разными направлениями, дадут наилучшую возможность для объяснения загадки
личности в обозримом будущем.
Основное научное значение существующих подходов к человеку будет зависеть от того, в какой
степени они стимулируют новые исследования. Более того, чтобы не потерять своей научной
значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных.
В заключительном разделе этой последней главы мы предположили, что новые исследования
человеческой личности будут осуществляться по пяти основным направлениям: 1) изучение
когнитивных процессов и их взаимоотношение с другими аспектами психологического
функционирования; 2) изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и
их вклад в поведение; 3) изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ
личности; 4) изучение личностного развития в среднем и пожилом возрасте; 5) изучение проблем,
относящихся к практической деятельности человека.
С каждым годом растет количество интересных и критических исследований в этих областях,
что обещает углубить и обогатить наше понимание природы человеческой личности.
Вопросы для обсуждения
1. Согласны ли вы с тем, что исходные положения теоретиков о природе человека отражают их
собственный жизненный опыт? Если согласны, то что, по-вашему, персонологи, представленные в этой
книге, думали о себе и о других персонологах? Приведите несколько примеров, какими бы
гипотетическими они ни были.
2. Какие из шести критериев для оценки теорий личности, обсуждавшихся в этой главе (и в главе
1), кажутся вам наиболее важными? Обоснуйте ваш ответ.
3. Как по-вашему, какие из пяти проблемных областей, обсуждавшихся в разделе «Новые
перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности» этой главы, наиболее
|