Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 402 
Next page End  

обещающи для достижения лучшего понимания личности человека? Поясните ваше мнение.
4. В этой главе мы утверждаем, что будущие исследования для достижения полного понимания
человека будут руководствоваться различными направлениями, предлагаемыми прошлыми и
современными теоретиками. Какое из всех направлений, представленных в этой книге
(психодинамическое, когнитивное, феноменологическое, бихеовиральное и так далее), будет, по-
вашему, иметь самое большое влияние на будущие исследования личности человека? Обоснуйте ваш
выбор.
5. В разделе «Вопросы для обсуждения» в главе 1 вас просили определить личность и
перечислить ваши собственные основные положения о природе человека. Теперь, когда вы прочли эту
книгу, изменилось ли ваше прежнее определение личности? Если да, как и почему? Осознаете ли вы в
большей степени ваши собственные основные положения и то, как они влияют на ваши
взаимоотношения с другими? Приведите какие-нибудь примеры (не только для себя).
Глоссарий
Анамнестическое исследование (Life history). Исследование жизни одного человека,
основанное на автобиографической информации и других личных документальных данных.
Интеракционистский подход (Interactionist approach). Подход к персонологии,
подчеркивающий важность построения концепции поведения, которое определяется и личностными, и
ситуационными переменными.
Когнитивный процесс (Cognitive process). Способ, посредством которого мы приобретаем,
трансформируем и храним информацию из окружения; то есть высшие психические процессы, которые
мы используем, чтобы узнать и объяснить мир.
Междисциплинарный подход (Interdisciplinary approach). Подход к личности,
подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут
сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.
Социоаналитическая теория (Socioanalytic theory). Личностная теория Хогана, которая
подчеркивает эволюционную основу социальных паттернов поведения человека (например, групповой
образ жизни или иерархическая организация).
Схема (Schema). Гипотетическая когнитивная структура, используемая для восприятия,
организации и обработки информации.
Точка зрения, ориентированная на ситуацию (Situation-oriented view). Теоретическая и
эмпирическая ориентация в персонологии, которая допускает, что поведение человека почти абсолютно
определяется факторами окружения или ситуационными факторами.
Точка зрения, ориентированная на человека (Person-oriented view). Теоретическая и
эмпирическая ориентация в персонологии, которая допускает, что конечные детерминанты поведения
человека находятся внутри него (например, черты личности, чувства, мотивы, инстинкты).
Эклектизм (Eclecticism). Позиция, заключающаяся в том, что в каждом направлении личности
есть что-то ценное для изучения и понимания поведения человека.
Я-схема (Self-schema). Схема, состоящая из тех определений, которые мы воспринимаем в
качестве наиболее репрезентативных определений нашей Я-концепции.
Библиография
Bandura А. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Beck A. T. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities
Press.
Beck А. T., Rush A. J., Shaw B. F., Emery G. (1979). Cognitive therapy of depression. New York: Basic
Books.
Bertaux D. (Ed.) (1981). Biography and society: The life history approach in the social sciences.
Beverly Hills, CA: Sage.
Birren J. E., Schaie K. W. (Eds.) (1985). Handbook of the psychology of aging (2nd ed.). New York:
Van Nostrand Reinhold.
Blass J. (1984). Social psychology and personality: Toward a convergence. Journal of Personality and
Hosted by uCoz